Назаренко Екатерина Андреевна
Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методический материал
«Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Алгоритм работы над лэпбуком
Интерактивная папка лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Для того чтобы изготовить свой собственный лэпбук нужно определиться с его темой. Тема может быть совершенно любой. Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы, например, по временам года: зима, весна, осень, лето. То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию. После определения темы составляется план того, что будет представлено в папке.
Темочки:
Например, план к теме «Правила дорожного движения» может охватывать следующие информационные блоки:
- «Дорожные знаки»;
- «Найди ошибку поведения»;
- «Правильно-не правильно»;
- «Транспорт»;
- «Торопыжка на улице»;
- Лото «Дорожные знаки»;
- Дидактическая игра «Собери картинку»;
- Разрезные картинки «Транспорт»;
- «Дорожные знаки в картинках».
В группе была создана копилка «умных книжек – самоделок», были разработаны лэпбуки различной тематики «Здравствуй, весна!», «Зима», «Удивительная математика», «Природа Уральского края», «Правила дорожного движения», «Сохраним планету», «Развитие связной речи. Мнемотехника», «Уральской старины сказитель. П. П. Бажов», «Развитие речи», «Наша Родина-Россия».
Итак, первый этап начинаем с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов.
Тема лэпбука может быть любая :
•интересные события, происходящие с ребенком;
•увлечения детей;
•темы недели;
•литературные произведения;
•мультипликационные герои и т. д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
При создании лепбука необходимо учесть:
• эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
• долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
• минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»
Второй этап – это план. После того, как мы выбрали тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему (что именно вы хотите в этой папке рассказать). Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
Третий этап - создание макета и оформление.
После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т. д.
После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Последним этапом работы будет представление своего продукта детям, его применение в своей педагогической деятельности.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе, для развития личности, мотивации и способностей ребенка, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Разработка инновационного проекта по использованию лэпбука в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста
Лэпбук -это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей.
Разработка инновационного проекта по использованию лэпбука в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста предусматривает следующие цели и задачи.
Цель: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Задачи проекта:
1. Развитие индивидуальности воспитанников.
2. Развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению.
3. Повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности.
4. Стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.).
5. Повышение интеллектуального уровня детей.
6. Развитие креативности и нестандартности мышления.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта Сроки исполнения Проектные мероприятия
Организационный Сентябрь Изучение педагогической, методической и нормативной (ФГОС ДО) литературы и интернет ресурсов
Основной Октябрь– Ноябрь Разработка модели лэпбука
Приложение
Лэпбук по экологии «Сохраним планету!»
Цель пособия:
Закрепление знаний детей об экологии, воспитание уважительного, бережного отношения детей к природе.
Задачи:
1. Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую, возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения.
2. Учить овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Содержимое лэпбука :
1. Экологические знаки «Правила поведения в лесу»
2. Загадки о природе
3. Демонстрационный дидактический материал «Природные явления» 4. Экологическая сказка «История одной Капли»
5. Стихи о природе.
6. Дидактическая игра «От чего планета грустит и радуется».
7. Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Лэпбук «Зима»
Цель пособия:
Систематизация и закрепление знаний детей о зиме, характерных изменениях в природе.
Задачи:
1. Повысить познавательный интерес у детей.
2. Закрепить и систематизировать знания детей о зиме.
3. Обогатить и активизировать словарный запас детей.
Содержимое лэпбука :
1. Признаки зимы
2. Книжки- раскладушки «Зимние месяцы» (декабрь, январь, февраль)
3. Загадки о зиме
4. Дидактическая игра «Помоги снеговичкам» (классификация предметов по размеру)
5. Дидактическая игра «Угадай, что лишнее»
6. Карточки «Зимующие птицы»
7. Демонстрационный материал «Зимние забав»
8. Дидактическая игра «Найди такую же снежинку»
Лэпбук «Здравствуй, весна»
Цель пособия:
Расширять знания детей о времени года весна.
Задачи:
1. Повысить познавательный интерес у детей.
2. Закрепить и систематизировать знания детей о весне.
3. Обогатить и активизировать словарный запас детей.
Содержимое лэпбука :
1. Стихи о весне
2. Загадки о весне в картинках
3. «Расскажи о времени года – весне
4. Пословицы о весне в картинках
5. Приметы весны в картинках
6. Разрезные картинки «Весна пришла»
7. Стихи о весне
8. Загадки о весне в картинках
9. Лото «Весеннее»
10. Раскраски
Лэпбук «Природа Уральского края»
Цель пособия:
Познакомить детей с достопримечательностями родного края.
Задачи:
1. Формировать у детей знания о природе родного края.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Содержимое лэпбука :
1. Природные достопримечательности Урала
2. Реки Урала
3. Голубое ожерелье Южного Урала
4. Птицы уральских лесов
5. Дидактическая игра «Дерево, лист, плод»
6. Животные Урала
7. Съедобные ягоды уральских лесов
8. Лекарственные растения Урала
9. Самые редкие обитатели Урала. Из красной книги Урала
Лэпбук «Правила дорожного движения»
Цель пособия:
Обобщение и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Задачи:
1. Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях на улицах города.
2. Совершенствовать представления детей о правилах дорожного движения, и дорожных знаках, предназначенных для водителей и пешеходов.
3. Формировать умение детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
4. Развивать представления о видах транспорта.
5. Способствовать воспитанию в детях основ грамотного пешехода.
6. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Содержимое пособия:
1. Дорожные знаки
2. «Найди ошибку поведения»
3. «Правильно – неправильно»
4. Транспорт
5. «Торопыжка на улице»
6. Лото «Дорожные знаки»
7. Дидактическая игра «Собери картинку»
8. Разрезные картинки «Транспорт»
9. «Знаки в картинках»
Лэпбук «Наша Родина Россия»
Цель пособия:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, к малой Родине.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о Родине, государственной символике, народных промыслах, устном народном творчестве, родном городе.
2. Формировать чувства гордости за свою страну, народ.
3 Воспитывать патриотические чувства.
Содержимое пособия:
1. Государственная власть и символы России
2. Загадки
3. Народы России
4. Промыслы России
5. «Сложи картинку»
6. Раскраски
7. «Моя малая Родина»
8. Праздники России
9. Пословицы, стихи о России
Лэпбук «Уральской старины сказитель… Детям о П. Бажове»
Цель пособия: знакомить детей с творчеством писателя П. П. Бажова, расширять кругозор дошкольников.
Задачи:
1. Формировать представление об уральском писателе П. П. Бажове, его
Сказах.
2. Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.
Способствовать индивидуальному самовыражению,
креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
3. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской
деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения
определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно.
Содержимое пособия:
1. Дом – музей П. П. Бажова
2. Портреты писателя
3. Малахитвая шкатулка. Художник В. Назарук
4. Медной горы хозяйка. Художник В. Назарук
5. Уральской старины сказитель…
6. Памятные Божовские места
7. Игра «Разложи по сказам»
8. По сказам П. П. Бажова
Лэпбук «Удивительная математика»
Цель пособия: развивать познавательный интерес, творчество, инициативу, коммуникативные навыки ребенка.
Задачи:
1. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.
2. Закреплять счет в пределах 10.
3. Развитие логического мышления, зрительной памяти, воображения, мелкой моторики.
4. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
Содержимое пособия:
1. Д/игра «Поезд с геометрическими фигурами
2. Лото «Счет»
3. «Большой-маленьки
4. Гусеничка – цифра
5. Домики для частей суток
6. Сравнение по величинам
7. Геометрические фигуры
8. Книжечки
9. Лото «Геометрическое»
10. «Налево – направо»
11. «Один –много»
12. Пазлы
13. «Спрячь колобка»
Лэпбук «Развитие речи»
Цель пособия: активизация и развитие речи детей старшего дошкольного возраста; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
1. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными.
2. Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.
3. Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
4. Поддерживать положительный эмоциональный настрой.
5. Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Содержимое пособия:
1. Найди карточку с противоположным выражением
2. Игра «Мой, моя, моё, мои»
3. Многозначные слова
4. Прочитай по первым буквам
5. Составь описательный рассказ по сюжетным картинкам
6. Мир животных в картинках. Выполни задание
7. Подбери предметы к сюжетной картинке
8. Дидактическая игра «Найди лишнее в ряду»
Лэпбук «Развитие связной речи. Мнемотехника»
Цель пособия:
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
Задачи:
1. Совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений.
2. Совершенствование внимания.
3. Формирование навыков запоминания любой информации.
Содержимое пособия:
1. Мнемотаблицы «Учим стихи»
2. Составь мнемотаблицы к сказкам
3. Собери алгоритмы по временам года
4. Мнемодорожки «Скороговорки»
5. Картотека алгоритмов для составления описательных рассказов с примерами
6. Мнемотаблицы «Загадки»
7. Мнемодорожки к сказкам
8. Алгоритмы «Расскажи сказку»