ЗОЛИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
Проект «Тайны морского подводного мира«
«Лучший познавательный проект»
(область «Познавательное развитие»)
Тема проекта : «Тайны морского подводного мира»
Аннотация
Актуальность проекта : Подводный мир очень красочен, ярок, но
Публикация «Проект „Тайны морского подводного мира„» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет возможность выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
В основе данной работы лежит проектный метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самим ребенком, и поэтому он уникален, так как формирует большое количество умений и навыков и реализуется ребенком с учетом возрастной дифференциации.
Практическая значимость: Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Кто живет в море?», «Почему в море соленая вода?», «Как появляется песок?», «Почему рыбы имеют такое строение, и чем они дышат», «Какие бывают рыбы», и т. д. Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло.
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде. А также, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
Паспорт проекта
Тема проекта «Тайны морского подводного мира»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Составил проект Воспитанник : Арсеньтьева Полина
Руководитель Педагог первой квалификационной категории - Золина Наталья Валентиновна
Организация исполнитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»
Вид проекта Познавательно - развивающий, среднесрочный, индивидуальный.
Сроки реализации проекта Январь- март
Цель: Расширять и обобщать знания о морском подводном мире и его обитателях. Узнать, что же находится там под водой? Какой он этот морской подводный мир? И по каким законам живет?
Задачи: Сформировать представления о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром морских рыб; чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают;
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
Воспитывать интерес к познанию жизнедеятельности моря, любовь и бережное отношение к природе.
Результат реализации проекта Опыт показывает, что знания, полученные ребенком в ходе реализации проекта, является актуальными, необходимые для него. Осмысленный, интересный материал усваивается легко и надолго. У ребенка появляется потребность в получении и поиске новых знаний.
Конечным результатом является создание и оформление коллекций: «Сокровища моря», «Морские ракушки», «Морские камушки», «Морские камушки»; «Морской аквариум»;
Сочинение сказок и создание книги «Сказки о подводном мире»
План работы
Выделяются несколько этапов работы над проектом :
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап. 1. Выбор темы проекта;
2. Определение целей и задач, составление плана работы;
3. Изучение литературы по теме проекта;
4. Создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, художественная литература, подбор игр)
II. Практический этап.
1. Рассматривание картин, энциклопедий связанных с обитателями морских глубин;
2. Беседы на темы: «Море в опасности!», «Сокровища морей», «Морские растения», «Все о ракушках», «почему рыбы имеют такое строение, и чем они дышат»;
3. Знакомство с литературными произведениями;
4. Знакомство с моделями «Рыбы»;
5. Опытно-экспериментальная деятельность;
6. Организация игр: «Кто как устроен?», игры-головоломки;
7. Просмотр презентаций, мультфильмов о морских обитателях – рыбах;
8. Сочинение сказок и рассказов о подводном мире.
III. Заключительный этап. 1. Создание «Морской аквариум»;
2. Создание коллекции «Морские ракушки»; «Морские камушки»;
3. Создание книги «Сказки о подводном мире»
Описание работы
I. Подготовительный этап
1. Выбор темы проекта;
2. Определение целей и задач, составление плана работы.
Все люди любят мечтать и у них у каждого есть собственная мечта. Сколько я себя помню, столько я мечтаю побывать на Черном море. По рассказам друзей я знаю, что оно глубокое до черноты, теплое и соленое. Им мама с папой говорят далеко не заплывай, глубоко не ныряй. А почему?
Я задумалась о том, кто и что находиться под водой? почему в море соленая вода? как появляется песок? что такое кристаллы, откуда берутся кристаллы? как же устроен мир рыб. Ведь я почти ничего не знаю о них. Они отличаются своей окраской и чешуйками тела, своей ловкостью держаться под водой, интересно, а как же они дышат? И я решила побольше раскрыть для себя загадочный и удивительный морской мир подводных глубин. Эти вопросы я задала своему воспитателю Людмиле Федоровне. И мы стали изучать мир морских рыб; чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают.
3. Изучение литературы по теме проекта;
4. Создание необходимых условий для реализации проекта, т. е.
необходимый наглядный материал (картины, художественная литература, подбор игр)
II. Практический этап
1. Рассматривание картин, энциклопедий, связанных обитателями
морских глубин.
Рассмотрев иллюстрации в книгах, энциклопедиях, изучив вместе
Людмилой Федоровной и родителями информацию в интернете и побеседовав со взрослыми я узнала.
Море - родной дом для огромного количества живых созданий. Первыми обитателями моря были медузы. Я удивилась, но до сих пор даже ученые не могут дать точный ответ на вопрос о соленой морской воде. Загадкой для специалистов остается то, как столько соли скопилось в море, откуда она там взялась. Я узнала, что, когда скала или гора разрушается от ветра, дождя и мороза, она распадается на маленькие кусочки. Если эти частички достаточно малы их называют песком.
2. Беседы на темы:
«Море в опасности!», «Сокровища морей», «Морские растения», «Все о ракушках», «почему рыбы имеют такое строение, и чем они дышат».
3. Знакомство с литературными произведениями:
Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; Карельская» сказка «Почему вода в море соленая» и финская сказка»; «Норвежская сказка».
4. Знакомство с моделями «Рыбы» :
Рассматривание модели «Рыба», «Что нужно для рыбы».
Я сделала вывод, рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
Рассматривание модели ещё одной модели: рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
5. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Как сделать морскую воду»
В результате наблюдения и опыта я узнала, чем морская вода отличается от
пресной, в какой воде легче плавать, а в какой нырять.
Эксперимент «Окрашивание морской воды»
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, красите
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
Эксперимент «Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи опыта показать свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В результате наблюдения и опыта я узнала, чем морская вода отличается от пресной, в какой воде легче плавать, а в какой нырять.
Из энциклопедий я узнала, что кристаллы могут расти как в природе, так и в искусственных условиях. И я решила попробовать вырастить кристаллы.
Эксперимент «Получение кристаллов льда»
Самый простой способ получения кристаллов - замораживание обыкновенной воды. Чтобы лёд получился ярким, я решила добавить в него цветную краску. Полученную разноцветную воду я поместила в формочки и отправила в холодильник.
Через 1 час я достала формочку и разноцветные ледяные кристаллы, которые на свету играли всеми цветами радуги, чем не драгоценные камни, правда они
быстро растаяли….
Эксперимент «Проведение опыта «Выращивание кораллов,
путем кристаллизации соли. «Кристаллизация соли»
Сначала сделала морскую воду, затем положила скрепку, привязанную к деревянной палочке. Поставила на солнечное окно. В процессе испарения воды на скрепке «росли» кристаллы.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.
Эксперимент «Можно ли самим сделать песок?»
Взяла 2 камня и постучала ими друг о друга, потерла их над листом бумаги.
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
6. Организация игр: дидактические «Найди отличия», «Собери целое»,
«Кто, как устроен?», игры-головоломки: «Чудесный круг», «Чудо-соты» и. т. д.
7. Просмотр презентаций, мультфильмов о морских обитателях :
• Развивающий мультфильм про обитателей моря от детского канала «Носики
Курносики». При просмотре мультфильма я познакомилась с морскими жителями : дельфином, осьминогом, акулой, скатом, китом, тюленем, моржом и медузой. Узнала много интересного про них: как они выглядят, чем отличаются друг от друга, чем питаются, где живут в море. Подводный мир такой таинственный и интересный, так я исследовала его вместе с каналом «Носики Курносики!»
• «Морские животные» - познавательное видео для детей. Жители моря и
океана. Увлекательная история про морских обитателей. Познавательное видео познакомило меня с многими необычными способностями морских жителей.
• Мультик «Смешарики» – «Маленькое большое море». У Смешариков
экологическая катастрофа - на берег их красивейшей лагуны надвигается страшное черное пятно. Море нужно спасать!
8. Сочинение сказок и рассказов о морских обитателях.
В мире сказок побывали
Сами сказки сочиняли,
Книгу сказок мы собрали
9. Создание и оформление коллекций: «Сокровища моря»,
«Морские ракушки», «Морские камушки» «Морской аквариум»
III. Заключительный этап.
Подводим итоги о проекте
О красоте морской
Проект мы показали,
Кто живет на дне морском
Все вам рассказали
Теперь я сама могу побыть в роли ученого и объяснить другим зачем рыбкам плавники и хвост, как дышит рыбка, чем питается, какие бывают рыбы.
Я узнала научилась:
Когда скала разрушается от ветра, дождя и мороза, она распадается на маленькие кусочки. Если эти частички достаточно малы их называют песком. Научилась делать песок, морскую воду, выращивать кристаллы. В море живут рыбы, черепахи, крабы, морские коньки, медузы, осьминоги, дельфины, киты, скаты, морские звезды, акулы, кораллы, морские губки, раки. Ученые до сих пор спорят почему вода в море соленая. Я думаю потому что из моря испаряется вода, а соль остается в море. Я хорошо поняла ответственность за свои поступки в окружающей природе.
Подводный мир нам очень нужен
Нам без него никак нельзя
Вода всегда везде нужна
Поможет нам лишь та вода – Прозрачность где и чистота
Давайте беречь все, что нас окружает!
Список используемых ресурсов
1. Волков А. М. Экология и дети. - М., 1993. – 52 с.
2. Гончарова Е. В. Экология для малышей.
3. Гризик Т. Познаю мир. – М. : издательский дом «Воспитание
дошкольника». 2004.-128с.
4. Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч, 2001. - №4.
5. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании
дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
6. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический
материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М. : Новая школа, 1993. -64с.
7. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.