Наталья Снигирева
«В гостях у морского царя Нептуна». Сценарий праздника на воде для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Городской конкурс методических разработок
для работников дошкольных образовательных учреждений
«Предметно-развивающая среда детского сада как условие повышения качества воспитания и обучения детей»
Методическая разработка,
в номинации «Лучшая методическая рекомендация по созданию предметно-развивающей среды детского сада для организации физкультурно-оздоровительной работы» (из опыта работы) по образовательной области «Физическое развитие»
по теме «Сценарий праздника на воде для детей старшего дошкольного возраста
«В гостях у морского царя Нептуна»
Автор-составитель:
Снигирева Наталья Николаевна
инструктор по физической культуре (плавание)
высшей категории
Содержание
1. Пояснительная записка 3
1.1 Цели и задачи методического материала 3
1.2. Возрастная категория и индивидуальные особенности детей 4
1.3. Технологии, используемые педагогом 5
1.4 Методы и приёмы 7
1.5. Спортивный инвентарь и оборудование 11
2. Содержание методического материала 12
2.1. Вводная часть. Игровая мотивация 16
2.2. Основная часть. Постановка игровой и учебной задачи 21
2.3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей 29
3. Заключение 41
4. Список используемой литературы 42
«Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей,
надо отдать им своё сердце»
В. А. Сухомлинский
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является культурно – досуговая деятельность. Эта деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей. Обладает способностью стимулировать процесс социализации, самореализации личности.
Досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности. Крепкое здоровье – это успешность во всех начинаниях ребенка, во всех сферах его деятельности.
Состояние здоровья детей всегда являлось актуальной проблемой в любом обществе. В современном мире воспитание здорового подрастающего поколения – это одна из первоочередных и важных задач семьи, системы образования и общества в целом.
Безусловно, забота о здоровье детей невозможна без постоянной связи с семьей, поэтому работе с родителями в дошкольном учреждении уделяется достаточное внимание. В мероприятии «В гостях у морского царя Нептуна» предусмотрено участие родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
Перспективным направлением развития образования в условиях современных реалий является разработка и внедрение здоровьесберегающих оздоровительных технологий. Занятия в бассейне, закаливание водой, дыхательные упражнения, массаж тела, босоногохождение по массажным коврикам, подвижные и оздоровительные игры на воде – всё это относится к оздоровительным технологиям и активно используется в образовательном событии.
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования физическое развитие предполагает решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Физическое развитие включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами (см. п. 2.6 ФГОС ДО).
Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению к собственному здоровью.
Досуговая деятельность доступна и привлекательна для детей дошкольного возраста. Самую важную роль в формировании представлений о здоровом образе жизни играют спортивные праздники и досуги. Учитывая климатические особенности ХМАО важно понимать, что важнейшими задачами при проведении данных мероприятий является сохранение здоровья детей, повышение устойчивости детского организма к заболеваниям, удовлетворение потребностей детей в двигательной активности.
Досуг представлен в виде образовательного события в форме развлечения для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, обучающихся по основной образовательной программе ЛГ МАДОУ «ДС №2 «Белочка», составленной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; парциальной программы «Программа обучения детей плаванию в детском саду», Е. К. Вороновой, методической разработке «Обучение плаванию в детском саду», Т. И. Осокиной.
Конспект образовательного события в бассейне
по образовательной области «Физическое развитие»
Инструктор по физической культуре (бассейн): Снигирева Наталья Николаевна
Группа/возраст: старшая группа (5-6 лет)
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Вид занятия: образовательное событие
Тема занятия: «В гостях у морского царя Нептуна»
Форма организации: подгруппа детей
Цель: создание условий для формирования здорового образа жизни детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников посредством плавания; закрепление и совершенствование приобретенных умений и навыков.
Задачи:
Образовательные
• Совершенствовать технику скольжения на груди, спине, в погружении с головой в воду, умение выполнять движения ногами, при плавании кролем.
• Закрепить умение задерживать дыхание под водой.
Развивающие и оздоровительные
• Способствовать укреплению здоровья воспитанников, осуществлять их закаливание, посредством плавания.
• Развивать способности детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений, повышать активность и работоспособность детского организма.
• Способствовать развитию самостоятельности, смелости, доброжелательности.
• Развивать коммуникативные способности.
• Развивать двигательную способность в воде.
Воспитательные
• Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, поддержке.
• Воспитывать настойчивость в достижении результата, создать радостное настроение детей во время развлечения.
Технологии, используемые педагогом на занятии:
1. Здоровьесберегающие технологии.
1.1. Технология обучения здоровому образу жизни (массаж тела, НОД в бассейне)
1.2. Технология стимулирования и сохранения здоровья (дыхательные упражнения, подвижные и оздоровительные игры на воде)
2. Личностно-ориентированные технологии, технология сотрудничества
2.1. Педагогическая поддержка, оказание педагогам оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.
2.2. Самовыражение ребёнком присущих им качеств и способностей.
2.3. Осуществление возможности выбора, позволяющего ребёнку проявить свою активность.
3. Игровая технология (игры-эстафеты, игровые упражнения, подвижные игры)
Методы и приемы:
Наглядный (показ, жестикуляция)
Словесный (объяснение, рассказ, пояснение, указание, уточнение, вопросы, команды, подбадривание, поощрение, анализ).
Практический (соревновательный, контрольный и регулирование, помощь).
Игровой (игровая ситуация, сюрпризный момент).
Инвентарь и оборудование: тематическое оформление бассейна – царство Нептуна, трезубец, магнитофон, аудиозапись музыки, султанчики – 12 шт., мячики, плавательные доски – 6-8шт., цветные кольца, тонущие игрушки, надувные резиновые круги, обручи – 4 шт., 2 детских ведерка, теннисные мячики, цветной канат (поперечный, 2 плаката с эмблемами команд.
Действующие лица: Царь Нептун (воспитатель, ведущий - Русалочка (инструктор по плаванию, Кикимора (воспитатель, чертенок (воспитанник ДОУ).
Предварительная работа: Разучивание с детьми стихотворений и разминки с султанчиками под музыкальное сопровождение, осмотр детей медицинскими работниками, принятие душа, перед входом детей в воду, с детьми проводится беседа по технике безопасности на воде.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть. Игровая мотивация.
Звучит музыка, дети заходят в бассейн.
Ведущий-Русалочка. Здравствуйте уважаемые взрослые и дети! Сегодня у нас замечательный день и веселый праздник – праздник «В гостях у морского Царя Нептуна!» Он пригласил нас к себе в гости. Сегодня мы отправимся в путешествие и покажем ему, какие мы сильные, ловкие, быстрые спортивные!
Дети читают стихи и заходят в воду.
1–й ребенок: Мне пока что мало лет,
Но открою вам секрет:
2–й ребенок: Знаю я, как стать сильней
Всех знакомых и друзей.
3–й ребенок: Чтоб расти и закалятся
Не по дням, а по часам,
4–й ребенок: Физкультурой заниматься,
Плавать надо нам!
5–й ребенок: Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
6–й ребенок: Плаванием всегда
Будем заниматься!
Русалочка проводит разминку с детьми под музыку «Детство»
Русалочка: Весна, солнце в небесах,
Праздник в садике у нас,
Ждем мы в гости Нептуна,
Будет нам шуметь волна,
Поздравляем всех Ура!
Ребята, давайте дружно похлопаем в ладоши,
Чтобы позвать нашего гостя.
Дети хлопают в ладоши, царь Нептун не выходит.
Русалочка: Ребята, мы в гостях, но почему-то здесь нет самого хозяина? А вы знаете, кто такой Нептун? (ответы детей).
Русалочка: Да, Нептун – это царь всех рек, морей, океанов, кораблей. Он не похож на всех царей! Но что же это такое, он так и не пришел! Может у него часы подводные остановились? Думаю пора его опять позвать.
Дети: Царь Нептун выходи!
Звучит музыка, выходит Нептун.
Нептун. Здравствуйте детишки!
Девчонки и мальчишки!
Я из морских глубин явился к вам,
Я царь морской и обожаю приключенья!
Люблю веселье на волнах,
Люблю я игры, развлеченья.
Чем порадуют меня,
Взрослые и ребятня?
Русалочка. У нас сегодня карнавал,
Мы вас позвали к нам на бал,
Здесь чертики есть и медузки,
коньки морские, и русалки.
А с островов большой ракушки,
Приплыли в гости рыбки яркие.
Нептун. Я — царь Нептун,
Гроза морей.
Выходите все скорей,
Будем мы с водой играть,
Плавать, прыгать и нырять.
Игра-разминка «Найди себе пару»
Дети свободно плавают, играют, по сигналу инструктора собираются в пары. Каждый последующий раз, дети должны встать в пару с другими детьми.
«Дельфинчики и рыбки»
Мальчики – дельфинчики, девочки – рыбки. По сигналу инструктора «дельфинчики», мальчики плывут, а девочки замирают в красивой морской фигуре. Затем по сигналу «рыбки», девочки плывут, а мальчики замирают.
Нептун. Ох, спасибо вам, друзья,
Ублажили вы царя.
За это вам добром я отплачу,
Трезубцем я своим взмахну,
И праздник в сказку превращу.
(взмахивает рукой)
Русалочка. Пусть праздник наш сейчас начнется,
Вокруг себя пусть каждый повернется.
Глаза закроем, до пяти считаем
На остров Нептуна мы попадаем.
Русалочка считает до пяти, дети поворачиваются вокруг себя и открывают глаза.
Русалочка: Продолжим громкое веселье,
Нас ждут другие приключенья (смотрит на Нептуна)
Русалочка: Ой, ребята, у нас беда!
Кикимора и чертенок украли трезубец и заколдовали Нептуна,
Что же делать, как нам быть?
Как нам праздник проводить и трезубец возвратить?
2. Основная часть. Постановка игровой и учебной задачи.
Русалочка: Давайте мы Чертенка позовем и спросим зачем!
Дети зовут Чертенка: Чертёнок выходи! (Входит ребенок – чертенок)
Чертенок: И чего вы, в самом деле, на меня все налетели.
Кикиморе я помогал, трезубец для нее украл.
Русалочка: Помогал он, вот те на.
Ах, болотная шпана.
Чертенок: На испуг вы не возьмете.
Да, плохой. Живу в болоте.
Вы Кикимору ищите
И с нее за все спросите.
Русалочка: Да трезубец ей зачем?
Прок-то в нем какой?
Чертенок: Хочет стать она
Владычицей морской.
Русалочка: Не случиться бы беде. Эй, Кикимора, ты где?
Не укроешься, злодейка, мы найдем тебя везде.
Кикимора: А вот и я – красавица, хочу вам всем понравится.
Русалочка: Вот так краля – шик и блеск.
Красоты болотной всплеск.
Кикимора: Что за сборище у вас, в этот мартовский весенний час?
Я тут мимо пробегала, вас случайно увидала.
Русалочка: И ты еще спрашиваешь?
Трезубец зачем украла,
Нептуна заколдовала,
Чертенка на плохое дело подбила?
Про совесть совсем забыла.
Кикимора: Налетели, накричали,
Хоть бы «здравствуйте» сказали.
Не культурные вы видно.
Русалочка: Да тебе должно быть стыдно!
Кикимора: Да, наделала я дела,
Ведь стать владычицей хотела.
Мне жить в болоте надоело.
Хоть не стала я царицей,
Но зато помолодела!
Вы, ребята, не грустите
И меня за все простите.
Ведь люблю же я вас, детки,
Вы, как сладкие конфетки.
Трачу время я напрасно.
Ладно уж, на все согласна.
Но в начале испытанья
Проведем соревнованье,
Чтоб трезубец раздобыть.
Русалочка: Значит, так тому и быть.
Ну, команды, выходите,
Нам немного помогите,
На что способны, покажите.
Дети делятся на две команды «Русалочки» и «Дельфинята»
1 эстафета: «Гонка катеров» Участники команд плывут с доской до противоположного бортика и обратно (в одну сторону - «торпеда» на груди, обратно – руки «кроль» на груди).
Загадка: Летом бежит, зимой спит,
Весна настала, опять побежала (Река).
2 эстафета: «Переправа» Участники команд встают парами в обруч, капитан команды направляющий, второй участник команды становится за ним, зацепившись за обруч, переправляются на противоположную сторону от одного бортика к другому, оставляет участника команды у противоположного бортика и возвращается за следующим участником. Главная задача опередить соперников и быстрее переправить свою команду на другой берег.
Загадка: Я бываю не простая, Я бываю… (золотая).
3 эстафета: «Спасательный круг» Участники команды по одному ложатся на надувной круг и плывут до противоположного бортика и обратно. Быстро возвращаются назад и отдают круг следующему участнику.
Загадка: На окошке пруд, в нем рыбешки живут,
У стеклянных берегов,
Не бывает рыбаков (Аквариум).
4 эстафета: «Рыбаки и рыбки» Участники команд поочередно плывут к противоположному бортику, берут маленькое ведёрко и вылавливают из обруча теннисные мячики (рыбки) по одному, возвращаются к команде и передают эстафету следующему участнику, кто быстрее.
Загадка: В воде она живет,
Без воды она пропадет (Рыба).
5 эстафета: «Морской бой» Участники из двух команд становятся напротив друг друга и по сигналу инструктора перекидывают на противоположную сторону легкие пластмассовые мячики, побеждает та команда, у которой останется меньше мячиков на стороне.
Загадка: Течет, течет не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит (Река, вода, море, океан и т. д.)
6 эстафета: «Пещера» Участники команд по одному проплывают сквозь обручи, под водой, доплывают до противоположного бортика, возвращаются обратно, передают эстафету следующему участнику.
Русалочка: В нашем соревновании победила «Дружба!»
Нептун: Русалочка — родная дочь,
Чем могу тебе помочь?
Ты сегодня так грустна,
Как ночью темною луна.
Что случилось вдруг с тобой?
Сердечко ты отцу открой.
Русалочка: Вчера я глубоко ныряла,
Ожерелье свое, увы, потеряла.
На дно морское кто нырнет,
Подарок твой кто мне вернет?
Нептун: Не печалься, дочь моя.
В детском садике «Белочка» есть у меня друзья.
Они сейчас на дно нырнут
И ожерелье там твоё найдут.
Проводится игра «Водолазы». Дети со дна бассейна достают морских рыбок, коньков и ожерелье русалочки.
Русалочка:
Вот спасибо, помогли,
Ожерелье мое нашли.
А за то, что помогли мне, я предлагаю вам поиграть:
Русалка проводит игру
«Море волнуется.», «Карусель».
Море волнуется раз, море волнуется – два, море волнуется – три.
3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей.
Кикимора: Все вы были молодцы,
И девчонки и мальчишки,
Вот трезубец ваш, берите,
Нептуну скорей несите.
Кикимора отдаёт трезубец русалочке.
Русалочка. Ребята все вы были молодцы,
Все убедились, что вы лучшие пловцы!
Просим гостей похлопать нашим спортсменам!
Кикимора. Вам от нас подарки,
Это сладости и фрукты.
Нас друзья не забывайте,
В следующем году встречайте.
Нептун: Спасибо вам, ребята,
Спасибо, дорогие!
За то, что победили,
Трезубец отыграли.
Меня расколдовали
И освободили.
На прощанье мой наказ –
Если хочешь быть умелым
Ловким, быстрым,
Сильным, смелым.
Никогда не унывай
Плавай, прыгай и ныряй!
Рефлексия, подведение итогов работы.
Русалочка
- Ребята вам понравилось в гостях у Нептуна?
- Что больше всего понравилось?
- Что необычного сегодня произошло?
Русалочка: Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
ВСЕ: До свиданья! До новых встреч!
По окончанию развлечения дети принимают душ, переодеваются, заходят в фитобар и пьют фиточай с угощениями от сказочных морских персонажей.
Вывод
Заключение
Представленная культурно – досуговая деятельность является обобщающим занятием по плаванию. Занятие органично связано с предыдущими и опирается на знания и умения детей, полученные в процессе непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками в бассейне и других видов деятельности.
Закрепление материала по данной теме построено в виде досуговой деятельности. Такая деятельность создает положительный, эмоциональный фон занятия, повышает двигательную активность детей и сохраняет интерес на протяжении всего занятия.
Развлечение включает в себя 3 этапа, которые предусматривают быструю смену деятельности. Досуг был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключения внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляции интереса к ней.
Организационный этап развлечения в бассейне включал рассказ о правилах техники безопасности при проведении занятий в бассейне, сюрпризные моменты, введение сказочных персонажей, игровую разминку и проблемную ситуацию. Данные приемы позволили активно включиться в игру, на поиск трезубца Нептуна. Разминка способствовала подготовке основных мышц и суставов к нагрузке, к стимуляции сердечно-сосудистой системы, растяжке и разогреву мышц тканей детей. Введение в тему с помощью вводной беседы позволило создать благоприятную психологическую обстановку.
Основной этап был подчинен главным задачам развлечения, по закреплению и совершенствованию приобретенных умений и навыков; совершенствованию техники скольжения на груди, спине, в погружении с головой в воду, умение выполнять движения ногами, при плавании кролем, с помощью игр-эстафет, таких как «Гонка катеров», «Переправа», «Спасательный круг», «Рыбаки и рыбки», «Морской бой», «Пещера». Дети разделились на две команды «Русалочки» и «Дельфинята». Каждая эстафета сопровождалась отгадыванием загадок.
По итогам проведения игр-эстафет ребята помогли Русалочке собрать рассыпанное ожерелье с помощью игры «Водолазы». На восстановления дыхания с детьми были организованы игры «Море волнуется…», «Карусель».
Для достижения цели были подобраны следующие методы и приемы: применение аудиозаписи и музыкального сопровождения позволило сделать непосредственно образовательную деятельность привлекательной, загадочной и по-настоящему современной. Наглядный материал, используемый в бассейне, дал возможность детям отвечать на поставленные вопросы.
Благодаря беседе были созданы условия для формирования знаний у детей о воде, морских обитателях и о сказочных водных героях.
Анализ результатов досуга способствовал развитию у детей навыков самоконтроля.
В образовательной деятельности потребность детей в движении удовлетворялась в постоянном перемещении по воде в бассейне. Благодаря этому были выполнены следующие функции:
-развлекательная – создала благоприятную атмосферу;
-релаксационная – сняла статическое напряжение;
-коммуникативная – объединила детей в команду, способствовала их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
-развивающая – развивала координацию движений и речи;
Детям было предложено самостоятельно выбирать себе султанчики по цвету для музыкальной разминки, пару для игры «Найди себе пару». Такой прием способствует формированию у детей чувства свободы выбора.
Заключительный этап, рефлексия. Для подведения итогов и оценки развлечения педагогом проводится беседа, с помощью которого каждый ребенок отвечает на вопросы, выражает свой эмоциональный отклик, делится впечатлениями.
В конце развлечения предусмотрено чтение стихотворения о воде- напутствием для детей, чтобы заниматься плаванием.
По окончанию развлечения дети принимают душ, переодеваются, заходят в фитобар и пьют фиточай.
Для оценивания результатов совместной деятельности используется прием «Сюрпризный момент» (угощение). Каждый ребенок получает от сказочных персонажей волшебную конфету, внутри которой были печенья к чаю в виде морских обитателей.
На протяжении всего развлечения дети выполняют все предложенные сказочными персонажами задания, наблюдается доверительная атмосфера. Использование разнообразных методов и игровых приемов, созданная предметно - развивающая среда, смена видов деятельности позволяет провести развлечение в комфортной, эмоциональной обстановке.
Практическая значимость методической разработки по использованию развлечений на воде с детьми дошкольного возраста состоит в повышении мотивации воспитанников к здоровому образу жизни, активного включения родителей в вопросы сохранения и укрепления здоровья детей посредством плавания. Опыт работы использования методической разработки по образовательной области «Физическое развитие» по теме «Сценарий праздника на воде для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у морского царя Нептуна» был представлен на городском педагогическом сообществе по «Физическому развитию» среди инструкторов по физической культуре города Лангепаса. Данная методическая разработка была рекомендована в работу инструкторам по плаванию тех детских садов, которые оснащены плавательными бассейнами.
В завершении хотелось бы отметить, что какие бы мероприятия ни организовывались с детьми, без детской радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, -
это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил,
не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху.
Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Литература
1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПб: Детство-пресс, 2003.
2. Есипова С. Н. Взаимодействие ДОУ и семьи по обучению детей плаванию// Инструктор по физкультуре – 2009.
3. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар-сауна: методическое пособие/коллектив авторов под ред. Б. Б. Егорова. – М. : ГНОМиД, 2004.
4. Осокина Т. И. Программа обучения плаванию в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
5. Фирсов З. П. Плавание для всех.
6. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду. – М, 2008.
7. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2006.