Светлана Мирошниченко
«Логопедический массаж — средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт работы на тему: «Логопедический массаж – средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников».
Публикация «„Логопедический массаж — средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников“, Из опыта работы» размещена в разделах
2. Работая учителем логопедом, я постоянно встречаю детей с различными нарушениями речи, понять которых сложно не только педагогам, но и самим родителям. У детей, страдающими речевыми нарушениями, как правило, снижена работоспособность, повышена утомляемость, не сформирована произвольность психических процессов, очень часто эти дети соматически ослаблены. Но каким бы ни был ребенок, я люблю его, и малыш для меня прекрасен.
3. Цель моей работы: использование логопедического массажа в системе работы по коррекции речевых нарушений дошкольников.
Задачи:
1. Изучение методик применения логопедического массажа при работе с детьми дошкольного возраста;
2. Разработка и апробирование комплексов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми-дошкольниками.
3. Взаимодействие с родителями и педагогами по коррекции речевых нарушений дошкольников с использованием логопедического массажа.
4. Коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание, что система логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями речи, предусматривает комплексный характер. И одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж.
Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и другие. Авторы считают, чтологопедический массаж - активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц; ликвидации асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.
5. Согласитесь коллеги, настоящее время существует много книг, статей, подробно знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника и применять ее могут и должны только специалисты, прошедшие обучение и имеющие сертификат в данной области, так как мы с вами всегда должны помнить об одной из основных «заповедей» профессии педагога: «Не навреди!» Поэтому я прошла обучение в научно-образовательном центре «Диагностика. Развитие. Коррекция» и получила соответствующий сертификат.
Следующий шаг перед применением логопедического массажа обязательное комплексное обследование имеющегося у ребенка нарушения. От этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем. Так, например, приемы: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, легкая вибрация используется при сниженном тонусе речевой мускулатуры. При гипертонусе применяются в основном поверхностное поглаживание, сильная вибрация. Часто у детей с нарушениями речи отмечается смешанный характер нарушений мышечного тонуса. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других - стимулирующий.
Выполняя логопедический массаж, особое внимание уделяю мышцам речевого аппарата: языка, губ, щек и мягкого неба, так как именно эти органы отвечают за речепроизводство.
В своей работе я использую несколько видов массажа:
1) дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; автор Блыскина И. В.
2) точечный массаж, т. е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий); автор профессор Ауглин
3) массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т. п.); автор Дьякова Е. А.
4) элементы самомассажа.
Хотелось бы обратить ваше внимание, коллеги, что массажные мероприятия провожу индивидуально в теплом проветриваемом помещении, курс состоит из 10-20 процедур. Нагрузку увеличиваю постепенно от 2 до 10 минут. При необходимости циклы повторяю с перерывом от двух недель до двух месяцев. Строго соблюдаю противопоказания к проведению массажа – не провожу массаж при начинающемся заболевании ребёнка, при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата. Для большего эффекта, достижения комфортного сотрудничества с ребёнком включаю приятную психотерапевтическую музыку (плеск волн, шум леса, пение птиц). Очень часто массаж сопровождаю прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений.
6. Конечно же, помимо самого массажа я обязательно использую и другие методы реабилитации, такие как логопедические игры, упражнения, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д. Занятия провожу в игровой форме, что позволяет более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения.
При анализе сравнительных диаграмм обследования детей на начальном, промежуточном и итоговом этапах можно увидеть положительную динамику развития и укрепления мышц речевого аппарата.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.
7. Коллеги, конечно же, вы знаете, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителей, учителя-логопеда, воспитателей, специалистов. Поэтому я тесно сотрудничаю с родителями и педагогами. Систематически провожу просветительскую работу: консультации, мастер-классы, деловые игры, оформляю логопедические уголки на данную тематику, рекомендую специализированную литературу. Родители охотно откликаются на мои предложения, прислушиваются к моему мнению и выполняют несложные массажные упражнения в домашних условиях. Что же касается педагогов, то могу сказать следующее: творческая группа нашего ДОУ с моей лёгкой руки одобрила проведение ежедневных логопедических пятиминуток, на которых дети выполняют массаж и самомассаж лица, пальцев, ушей, стоп с помощью собственных рук, подручных тренажёров, а также с использованием моего изобретения «волшебных» рукавичек. Таким образом, в нашем детском саду появилась новая традиция, которая нравится и детям, и взрослым. Помимо основной деятельности, я занимаюсь и дополнительной, а именно, разработала и апробировала программу логопедического кружка для детей старшего возраста «Разноцветные ладошки», а для детей среднего возраста программу логопедического кружка «Игровая мозаика». Данные виды деятельности позволяют мне более тесно сотрудничать с детьми и взрослыми и получать высокий результат.
8. Своим опытом по данной тематике я активно делюсь с коллегами: посещаю районные методические объединения логопедов, участвую в конференциях и семинарах, печатаюсь в интернете (на сайте ДОУ и личном блоге, районной газете, участвую в различных конкурсах, проводимых, как внутри учреждения, так и на региональном уровне.
9. Задачей на будущее ставлю распространение инновационного опыта среди коллег.
Литература:
1. Дьякова, Е. А. «Логопедический массаж». – М. : «Академия», 2005 г.
2. Поваляева М. А. Справочник логопеда – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002
3. Правдина О. В. Логопедия. – М. : 1969.
4. «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками», статья из ж. «Логопед», №2, 2005. Автор С. Н. Жукова.
5. Филичева Т. Б., Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии – М. : 1989