Елена Михайленко
Логопедический массаж ложками как нетрадиционная форма в коррекционной работе с детьми, страдающими нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ.
В последнее время мы слышим всё чаще: «Ребёнок хороший, но не говорящий.
А этот, хоть скажет – но плохо, невнятно, И что говорит – ничего не понятно».
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справиться с этим!
Действительно, правильная, хорошая речь – это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика большинства школьных проблем. К сожалению, в последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. Мы всё чаще сейчас сталкиваемся с детьми, у которых отсутствуют или искажены 12-14 звуков, а то и больше. Часто к этому добавляется смешение звуков, их замены и нарушения слоговой структуры. Нередки и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.
Публикация «Логопедический массаж ложками как нетрадиционная форма в коррекционной работе с детьми, страдающими нарушениями речи» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В последние годы существенно увеличился процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. В связи с этим возникает необходимость использовать наряду с традиционными методами – артикуляционной и дыхательной гимнастикой, технологии помогающие достигнуть положительного результата в коррекционной работе с детьми в более короткие сроки. Среди них логопедический массаж и самомассаж, которые стали нашими спутниками в преодолении нарушений звукопроизношения у детей и доказали на практике свою значимость и необходимость.
Преимущества логопедического массажа в том, что он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребёнка.
Массаж в логопедической коррекции – часть комплексной работы и профилактика речевых нарушений. Массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира. Но только в конце XIX века массажем серьёзно заинтересовалась наука. С тех пор были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа.
По словам профессора Бориса Романовича Ярёменко, массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4 – 5 раз! Выполнять его можно как на занятиях с логопедом, так и дома с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, старшей сестрой или братом. К массажу нет привыкания, но всегда есть польза.
Сегодня, я предлагаю Вам, ознакомиться с одной из новых методик логопедического массажа — массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособий по логопедии и дошкольному воспитанию – Ольгой Игоревной Крупенчук, который имеет ряд преимуществ. Во-первых, он помогает избежать отрицательной реакции на зондовый массаж, движения массажа достаточно просты, что позволяет обучить детей самомассажу. Ложки не требуют стерилизации — достаточно их промыть в мыльном растворе. Во-вторых, разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего массажа (если у ребенка наблюдается гипотонус, то используется стакан с холодной водой для охлаждения ложки, а если гипертонус – с теплой, где теплая ложка расслабит мышцы лица). Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца. Ложкой можно провести такие движения, которые пальцем сделать невозможно. Например, прижатия боковым краем, растирающие движения краем ложки, глубокое разминание большой площади; движения, оттесняющие губы, разминания губ и щёк с опорой на весь черпачок.
Помимо всего этого, применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка, помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов.
Применение самомассажа ложками в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств в раннем дошкольном возрасте, а так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Основные приемы массажа : поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица.
Массаж ложками можно проводить как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном, включая его по мере необходимости в структуру занятия.
Делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
Логопедический массаж ложками выполняет следующие задачи:
1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы.
Дело в том, что стимуляция периферических звеньев речедвигательной системы (артикуляционного аппарата) способствует функциональному и анатомическому созреванию её корковых отделов.
2. Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущений от положения своего тела в пространстве.
3. Уменьшение или прекращение гиперкинезов, синкинезий.
4. Улучшение качества артикуляционных движений.
5. Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или перерыва в занятиях (особенно после летнего отдыха) дети могут демонстрировать возврат старого, дефектного произношения.
6. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов.
7. Помощь в ликвидации асимметрии лица – часто мышцы поражены только на одной стороне, что приводит к перекашиванию рта, отклонению языка, боковому произношению, несимметричной улыбке и другим дефектам.
8. Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.
Учитывая все преимущества и значимость логопедического самомассажа, имеются и противопоказания.
Не следует делать массаж ребёнку :
1. При остром инфекционном заболевании, независимо от того, детская ли инфекция или любая другая.
2. Если у ребёнка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит, то надо дождаться выздоровления.
3. Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице, аллергия или солнечный ожог.
4. Проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов.
Для детей дошкольного возраста ложки лучше использовать чайные. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, а не острым кончиком.
Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.
Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка.
Вся работа с детьми при проведении логопедического массажа ложками выполняется поэтапно:
Перед началом обучения массажу дети знакомятся с ложкой – запоминание частей ложки – это I этап работы.
- II этап – закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа, одновременно развитие мелкой моторики.
Дети обучаются приемам самомассажа ложками, под руководством педагога. Обучая детей самомассажу ложками, учитель-логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно: вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. По мере знакомства детей с приемами движений рук, пальцев, они станут более координированными и точными. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст. Упражнение выполняется под чтение стихотворения, и это тоже неслучайно. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.
Таким образом, массаж ложками оказывает эффективное влияние в профилактике и коррекции речевых нарушений.
Самомассаж способствует нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры, формированию правильного уклада органов артикуляционного аппарата. Значительно уменьшает саливацию, гиперкинезы, синкенезии и девиацию языка. Развитие навыков мелкой моторики, точных, координированных движений кистей и пальцев рук, что помогает не только в логопедической работе, но и улучшает у детей навыки самообслуживания, способствует наилучшему обучению детей на занятиях. Самомассаж ложками с использованием стихотворных форм способствует улучшению памяти, соотнесение движений с текстом стихотворений.
Практическая часть
Знакомство с частями ложки
Черпачок кручу, любя,
От себя и на себя. (Ложку держим вертикально перед собой, поворачивая ямкой от себя и к себе.)
Есть у ложки кончик, бок,
Ямка, горка, черенок. (Держа ложку в одной руке перед собой, другой рукой показываем кончик, бок, ямку, горку и черенок.)
Лоб погладили мы нежно
И расслабили прилежно (поглаживание горками ложек от середины лба к вискам)
А потом очки надели
И читали две недели. (поглаживание горками ложек вокруг глаз)
Как погладить щёки нам,
Не сдвигая кожу там, (круговое поглаживание горками ложек по щекам).
Растереть свои височки,
Надавив в последней точке, (спиральное растирание горками ложек висков, и лёгким нажатием в конце движения).
Покружиться меж бровей,
Чтобы стало веселей, (спиральное растирание пространства между бровями.)
Повернуть боками ложки,
Вытирать со щёчек крошки. (движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака.)
После складочки скребём
Нажимаем их потом – (скребущее движение по носогубным складкам кончиками ложек.)
Поскребём по губкам тоже-
Забывать о них негоже, (сребущее движение по верхний губе кончиками ложек, затем по нижней губе.)
И нажмём концами ложек,
Как нажать их мог бы ёжик, (частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ.)
Разомнем получше щёки,
Круг рисуя там глубокий. (круговое разминание горками ложек щёк, начиная от носогубных складок, далее к скулам).
Там, где губок уголочки,
Крутим мелкие кружочки. (круговое разминание горками ложек возле углов рта.)
Щёки можно посдвигать
Вверх и вниз, и вверх опять. (зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам.)
Губку в складку собираем,
Вверх и вниз её сдвигаем, (собрать горками ложек верхнюю губу в вертикальную складку и перетирать её вверх-вниз).
Задрожали наши щёчки,
Как от ветра все цветочки. (непрерывная вибрация, горками ложек на мышцы щёк)
Мы пошлёпаем по щёчкам,
Словно капельки по кочкам. (горками ложек стучим по щекам).
Упражнения с сопротивлением
Такие упражнения укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных движений. Нужно объяснить ребёнку, что в этих упражнениях ложкой он будет давить на нужное место, а языком или губами – сопротивляться давлению ложки.
Например:
Щёки дует толстячок –
Нажимаем на бочок:
На один, на другой,
Оба давим мы с тобой. (Щёки надуты. Горкой ложки прижимаем щёки сначала по одной, а затем обе. Губы плотно сжаты и сопротивляются давлению воздуха.)
Тянем хобот мы вперёд,
Только ложка не даёт. (губы сомкнуты и вытянуты вперёд «трубочкой». Ложка прижата к ним горкой. Губами выталкиваем её наружу, а ложка сопротивляется.)
Станем рот мы открывать –
Станет ложка не давать,
Только мы сильнее –
Давим мы мощнее. (ложка помещается в подъязычную область. Пытаемся открыть рот, сопротивляясь открыванию горкой ложки.)
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что логопедический массаж ложками оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.