МААМ-картинки

Личный пример родителей как основа духовно-нравственного воспитания в семье

Ольга Викторовна Жукова
Личный пример родителей как основа духовно-нравственного воспитания в семье
▼ Скачать + Заказать документы

«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ – ОСНОВА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ»

О. В. Жукова

воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Светлячок», поселок Арамиль

На протяжении всей истории человечества людей всегда беспокоил и волновал один вопрос, который остается актуальным и сегодня: как воспитать ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вашему вниманию басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».

Публикация «Личный пример родителей как основа духовно-нравственного воспитания в семье» размещена в разделах

«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить. "

В этом произведении писателем смоделирована ситуация, встречающаяся во взаимоотношениях родителей и детей, ситуация примера родителей для ребёнка и того как нормой воспринимается ребёнком порою то, что происходит на его глазах в семье!

Вот он, главный принцип воспитания – это личный пример.

Личный пример родителей - одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Поведение маленького ребенка строится на подражании старшим. Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя, так как семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка.

Пример поведения родителей - самый мощный способ воздействия на ребенка.

Отражающиеся в семейном укладе отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, являются определяющим условием развития личности. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления.

Личный пример родителей имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, уровень самооценки, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Родители – это зеркало, которое может изменять или сделать себе подобным того, кто смотрит в него или пытается научиться чему-то у него. Ребенок усваивает социальный опыт с первых дней жизни как бы запечатлевая его. Это похоже на фотографию. Увидел – сфотографировал окружающий мир, явления и события, поступки людей. Дети будут поступать не так, как родители учат, а так, как они живут.

Любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет объясняют ребенку мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать, формируют у ребенка нормы и стиль поведения. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями.

Отношения с близкими людьми в детский период жизни является источником формирования системы отношений во взрослом возрасте. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы поведения. Если муж с женой не уважают друг друга, ругаются и кричат, а потом учат ребенка быть вежливым, дают советы как ему нужно жить в его семье, то эти слова сложно принять за «правду», т. к. личный пример родителей говорит о другом. Иногда в таких семьях дети не принимают программу родителей, отвергают ее и строят иную семейную стратегию. Значит, их в глубине души не устраивают отношения родителей, эти отношения не пример для них.

Для того, чтобы родители стали для ребенка личным примером, можно взять за основу такой рецепт воспитания : «Основной закон воспитания детей в семье» - взять принятие, смешать с определенным количеством любви и доступности, добавить к нему признание, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом и личным примером.

Принять ребенка – это означает любить его за факт его существования, а не за отметку в дневнике. Это безграничная вера в то, что ребенок, которому вы подарили жизнь, оправдает ваши ожидания. Это и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть глаза, а в том, чтобы он имел время прочувствовать и осознать совершенное им.

Доступность в рецепте по воспитанию, это очень актуально для нашего 21 века, т. К. мы очень заняты, много работаем, а быть доступным - это значит найти в себе силы, отложить дела, работу и пообщаться с ребенком. Родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит читать ему мораль или проверять уроки, быть доступным – это значит прочитать вопрос в глазах ребенка, и ответить ему, доверить ему свои переживания, и помочь пережить ему его. Чтобы наши дети, особенно в подростковом возрасте, не сказали бы что мы живем с родителями в разных измерениях, мы не понимаем друг друга, и не находим времени друг для друга.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье, это одобрение, похвала (за что-то, положительная реакция семьи на даже незначительные усилия ребенка, особенно если у него что-то не получается в учебной деятельности.

Огромное значение в жизни ребенка имеет формирование у него ответственности. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость и ответственность состоит в том, чтобы они выполняли все, что обещают. А если по какой-то причине это не произошло, пытаются исправить это. Воспитывать у ребенка ответственность то значит использовать в воспитании метод ограничений, научиться говорить «нет», «нельзя». Нет ничего страшнее в семейном воспитании, когда один родитель говорит «нет», а другой разрешает.

Практически все хотят гордиться своим ребенком. Основой успеха в этом может стать внутренняя гармония каждого из родителей и мир между ними. И если вы хотите научить чему-нибудь своего ребенка, научитесь вначале сами. Если вы, например, не всегда умеете владеть собственными эмоциями, то вам будет тяжело научить этому ребенка. И самое главное, это знать, что самое важное в жизни, это интересы ребенка, любовь и забота.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!

Личный пример приобретает воспитательное значение лишь при признании авторитета родителей детьми. В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь — работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям.

Толковый словарь Ожегова дает такое определение этому слову:

авторитет - 1) общепризнанное значение, влияние, 2) лицо, пользующееся влиянием, признанием.

В умении растить и воспитывать детей, не принижая их достоинства и не превознося его, постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию вот в этом и заключается авторитет родителей.

Основные принципы воспитания, предложенные родителям :

Основополагающий принцип «Единство слова и дела» – если родители будут требовать от своего ребенка правдивости и честности, а на деле не будут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения не будет.

«Разумная любовь и уважение к детям – любовь и ласка». С их помощью несложно вызвать в ребенке добрые чувства, воспитать хорошие привычки и приучить к порядку, труду и послушанию.

• «Единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других взрослых». Несогласованность и противоречивость сведут на нет все «совместные» усилия по лепке из ребенка «идеала».

• «Правила (ограничение, требование, запрет) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка». Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и не очень резко категорическими. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

«Дружественно-разъяснительный тон», а не повелительный, в котором сообщается требование или запрет.

• «Поддержка базисных стремлений ребенка (я хороший, я любим, я могу, я – есть)».

Реализовать эти принципы можно используя следующие методы:

• никогда не говорим, что «ты плохой», а только «ты плохо сделал»;

• совместная деятельность;

• не вмешиваться, когда справляется сам; помогать, если просит;

• поддерживать успехи;

• делиться своими чувствами;

• конструктивно решать конфликты;

• приветливо разговаривать.

Разумная любовь и уважение к детям также способствует повышению воспитательной силы личного примера взрослых. Лаской и любовью можно вызвать хорошие чувства, воспитать у них необходимые привычки и приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению.

Учитывая всё вышесказанное можно сделать следующие выводы.

Первая инстанция на пути ребёнка в жизнь - это семья. Родители составляют первую общественную среду ребёнка, являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Отсюда становятся понятными слова Фридриха Фрёбеля, основателя детских садов в Германии: "Воспитание – это пример, любовь и больше ничего!"

Интернет источники

1. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog50845/-nravstvenye-osnovy-semeinogo-vospitanija-doklad.html

2. https://multiurok.ru/index.php/files/lichnyi-primer-roditelei.html

3. https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-tema-lichniy-primer-roditeley-3700995.html

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личный пример родителей как основа духовно-нравственного воспитания в семье
Опубликовано: 10 января 2024 в 16:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личный пример родителей как основа духовно-нравственного воспитания в семье» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД