Мария Кеда
Личностно ориентированные технологии в работе с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Личностно-ориентированные технологии
в работе с детьми младшего возраста»
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта ФГОС. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.
Публикация «Личностно ориентированные технологии в работе с детьми младшего возраста» размещена в разделах
Основная и очень ответственная задача ДОУ, раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстникам.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей
Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми : Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает:
проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
-необходимо обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживая, обнимая: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;
- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
- чутко реагировать на инициативу в общении, потребности в поддержке педагога;
- слушать детей внимательно с уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы; - успокаивать и подбадривать расстроенных детей, помочь в устранении дискомфорта; - разговаривая с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз»
- общаясь с ребенком, присаживаться рядом или брать его на руки;
- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждать детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;
- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.
Обеспечение комфортных условий в учреждении. Взять за правило:
- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- своим голосом не доминировать над голосами детей;
- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию, игровые приемы;
- служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
Воспитательно- образовательный процесс выстраивать таким образом, что :
- в ходе организованной образовательной деятельности учитывать возрастные возможности и интересы детей;
- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;
- организовывать игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
- обучение проводить в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направлять его движение своей рукой, а затем давать ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;
- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объяснять причину и просить подождать;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявлять заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешать ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
- организовывать игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагать и обсуждать разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
- помогать наделить персонажи игр именами, характерами, разговаривать от их имени, стимулировать развертывание диалога;
- увлекать поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла; - организуя совместные игры, помогать распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствовать формированию у них знаний о себе:
- предоставлять детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
- обращаться к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
- поощрять высказывания детьми их чувств и мыслей, рассказывания о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т. д.);
- чаще пользоваться поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах; - не прибегать к физическим наказаниям или к другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараться мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объяснять ему причину нежелательного поведения;
- после разрешения конфликта ласково обнимать малыша, говорить о своей любви к нему и выражать уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
Формируя положительное отношение к сверстникам:
- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;
-привлекать внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрять проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;
- поддерживать эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создать условия для их принятия сверстниками;
- организуя совместные игры, обучать детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга;
- чутко относиться к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.
Взаимодействуя с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности:
- в ходе режимных процедур терпимо относиться к затруднениям детей: позволять им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказывать ему необходимую помощь и поддержку и т. д. ;
- предлагая детям образцы деятельности, не настаивать на их точном воспроизведении;
-указывая на ошибки детей, делать это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
- контролируя усвоение материала, учитывать такие особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных переживаний;
- предоставлять детям возможность самим выбрать деятельность по интересам: во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время; - в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности обращаться к ребенку по имени, смотреть ему в глаза, вести себя заинтересованно и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;
- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления спокойно объяснять причину и просить подождать;
- поддерживать положительное самоощущение детей, способствовать формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
Чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением:
- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности; для исправления ошибок;
- намеренно создавать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста ненавязчиво включатся в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагать более простую деятельность;
Создавать условия для возникновения и развертывания игры детей:
- создавать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читать вместе книги, прослушивать диски, обсуждать события жизни детей, рассказывать о себе и других людях, организовывать экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;
- обращать внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
- побуждать к развертыванию игры: детям постарше предлагать поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждать к принятию роли и наделению ею партнера, договариваться о правилах игры со старшими детьми;
- в качестве непосредственного участника игры предлагать образцы различных игровых действий : кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показывать, как строить дом.
Каждому педагогу вносить в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное Родители.
Реализация личностно-ориентированного подхода требует тесного взаимодействия педагогов и родителей, так как семья – это один из важнейших институтов социализации ребенка.
В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Известно, что ребенок старается «примерять» межличностные и социально-бытовые модели поведения своих родителей, отношение к труду и творчеству, не говоря уже о вербальной модели общения.
Основными формами взаимодействия между педагогами ДОО и родителями традиционно являются:
- общение в ходе ежедневного утреннего приема детей в ДОО и возвращения их родителям;
- проведение периодических родительских собраний;
- проведение праздничных мероприятий с привлечением родителей;
- организация работы родительских комитетов и попечительских советов.
-индивидуальные беседы.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо максимально вовлечь их в жизнь детского сада. Вовлечение должно строиться по принципу постоянного убеждения их в важности совместной работы.
Подобный подход может содержать следующие этапы:
- формирование доброжелательных отношений с установкой на сотрудничество за счет постоянной демонстрации родителям именно положительного образа ребенка, основанный на конкретных успехах и достижениях ребенка.
- привлечение к совместному выполнению родителями и детьми учебных и творческих заданий (поделок, костюмов и т. д.). При этом всегда объяснять необходимость именно совместной работы родителей и детей.
- интересоваться поведением детей дома;
-привлекать родителей к совместному участию в праздниках, субботниках, ремонте игрушек, обустройстве детской площадки.
В качестве фактора повышения эффективности такой работы можно считать наличие в детском саду на доступных и заметных для родителей местах информационных материалов о деятельности детей и детского сада.