Костюк Татьяна Николаевна
Конспект занятия по формированию представлений о птицах «Летает — не летает?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Уточнить представления детей о птицах, их приспособленности к полету (легкое тело, покрытое перьями и крыльями крыльями).
- Рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус)
- Рассказать о животных, которые могут летать и делать небольшие перелеты (летучие мыши, летучие рыбы, насекомые)
развивать творческое воображение
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе
- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в красоте искусства.
Предварительная работа
Публикация «Конспект занятия по формированию представлений о птицах „Летает — не летает?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- наблюдение за птицами
- чтение и разучивание стихотворений, поговорок и загадок о птицах, разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений
- рассматривание иллюстраций и репродукций
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением птиц, изображения пуховых и маховые перья, картинки с изображением летающих животных и нелетающих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», картины на тему: «Птицы», «Насекомые», «Летающие животные», просмотр слайдов.
Ход занятия
Воспитатель.
Дети, отгадайте загадки
Мы бываем разные:
Грудки ярко-красные,
Желтые, любые,
Даже голубые
По весне мы гнезда вьем,
Песни весело поем.
Крылья нас несут в полет,
Кто отгадку назовет? (птица)
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица)
Ответы детей
Воспитатель. Молодцы, отгадали загадки. А каких птиц вы знаете? Вы не только назовите птиц, но и покажите их на картинках.
Дети выполняют
Воспитатель.
Молодцы. Вы знаете, много птиц. А что вы еще знаете о птицах, что можете рассказать о них? Чем отличаются птицы от других животных? Что умеют птицы? Какие части тела у птиц? Что и сколько едят птицы? Что помогает птицам летать? Какое тело у птиц?
Ответы детей
Воспитатель.
Опыт.
Ребята, вы много знаете о птицах, молодцы. А сейчас давайте проведем опыт. Возьмите один из листков белой бумаги, скомкайте его в шарик и выпустите из рук. Что произошло? (он камнем упал вниз). А теперь возьмите другой лист бумаги и опустите перед собой (лист плавно опустился). Почему так случилось: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой можно сделать вывод? (лист бумаги парит в воздухе, а шарик резко падает вниз)
Ответы детей
Воспитатель.
Правильно, ребята, не скомканный лист- широкий. Засечёт того, что у него большая поверхность, лист опирается на воздух, и летит, а не падает вниз.
А теперь скажите, как расположены у птиц крылья, когда они находятся на земле? (сложены у туловища, а в воздухе? (расправлены)
Ответы детей
Воспитатель.
Что отличает птиц от других животных? (наличие перьев). Посмотрите на экран там изображены перья. Одинаковые ли они? Чем они отличаются? Как они называются? (маховые и пуховые).
Воспитатель.
Крылья и хвост у птиц – это главное при полете. Птицы опираются о воздух раскрытыми крыльями и хвостом, отталкиваются от него и летят. Когда крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность уменьшается, и птица уже не летит.
Дидактическая игра «Отгадай - ка»
Дети становятся в круг воспитатель передает камушек ребенку, как приглашение начать описание птицы, ее повадки (воробья, сороку, синицу, ворону, ласточку) так, чтобы дети смогли угадать, о какой птице идет речь. Когда загадка отгадана, камушек передается следующему игроку.
Воспитатель.
Дети, а все ли птицы умеют летать? Сейчас мы проверим. Отгадайте-ка мои загадки.
Эта птица великан,
Бегает среди саванн.
Ноги быстрые, шея- трос
Из роскошных перьев хвост.
Эта птица не летает,
Трудной жизнь ее бывает
Перья к шляпам – украшенье,
Только бег – ее спасенье (страус)
Неуклюжий, черно-белый
На коротких ножках тело
Ловко в воду он ныряет
Рыбу клювом добывает (пингвин)
Воспитатель.
Правильно, это страусы и пингвины. Эти птицы в наших лесах не водятся. Они не летают, а только бегают и плавают. Эти птицы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья в сравнение с их телом. Но это птицы. Страус очень острожная птица : почуяв опасность, он спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Они бегают очень быстро. Живут страусы в сухих безлесных частях Африки. А есть страусы, которые хорошо плавают (рассмотреть картинки с изображение птиц).
А пингвины живут в Антарктиде, в Австралии и Южной Америке. Много времени пингвины проводят в воде. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода. Эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут.
Пальчиковая гимнастика.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – Совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан,
Птички, птички, по-домам.
Воспитатель.
Ребята, скажите, только ли птицы умеют летать?
Ответы детей
Воспитатель.
Правильно, летать умеют бабочки, стрекозы, мухи и т. д. А кто еще умеет летать?
Ответы детей
Воспитатель.
Да, есть животные, которые могут летать или перелетать на небольшие расстояния. Даже есть летающие рыбы.
Показ слайдов.
Воспитатель.
Ребята, подойдите, и вы увидите тех зверей и насекомых, которые тоже умеют летать. Это летучие мыши: у них, как у птиц, тоже есть крылья. Они могут совершать длительные полеты. В этом им помогает особая перепонка, очень тонкая и эластичная.
А это – рыбы, которые умеют летать. Летучие рыбы быстро плавают под водой, с помощью хвостового плавника, затем выскакивают из воды, расправляют плавники и парят в воздухе. Ребята, так что же надо для того, чтобы летать?
Ответы детей
Воспитатель.
А человек может летать?
Ответы детей.
Правильно, ребята, человек летать не может. Но он давно мечтал о полетах и поэтому начал создавать всевозможные механизмы. Сначала человек смастерил крылья, как у птиц, но летать на них не смог, тогда он придумал воздушный шар. Позже придумал аэростат и дирижабль. И только потом первые самолет, который был деревянным (дети рассматривают иллюстрации)
Воспитатель.
А сейчас мы попробуем изобразить в рисунках тех, кто умеет летать. Ребята, мы с вами на прогулке любовались красотой природы, видели птиц, которые прилетали на участок и сидели на ветках деревьев. Рисунки у вас получатся разные, потому что вы придумаете свою композицию, по-разному расположите на листе изображение. В соответствии с замыслом за тонируйте верхнюю часть листа для изображения неба. Оно может быть различных оттенков
Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
Дети рисуют
По окончанию занятия рассмотреть с детьми все работы. Проанализировать рисунки, оформить их и поместить на выставку.