Анна Бондарева
Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Лэпбук – средство развития познавательных способностей детей».
Подготовила воспитатель МДОУ Д/с №49 г. Владикавказ
Бондарева Анна Сергеевна
Актуальность: Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования показали, что у детей снижена познавательная активность. Дети не могут самостоятельно познавать мир. Развивающая педагогика основана на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию. Сегодня государством поставлена задача – подготовить новое поколение: активное, любознательное. Перед нами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с дошкольниками. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук - тематическая или интерактивная папка с наглядно-практическим методом обучения детей. Чтобы заполнить эту папку, дошколенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Публикация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей» размещена в разделах
Лэпбук :
-информативен; способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с окружающим, развивает речь, знакомит детей с сенсорными представлениями (цветом, формой, величиной) и т. д.
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-обладает вариативной функцией (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста (материалы и содержание подбираются согласно возрасту детей);
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с технологией «Лэпбук» в разных возрастных группах имеет свои особенности. Данную технологию можно использовать, начиная с первой младшей группы. На этом возрастном этапе выбор темы, изготовление лэпбука осуществляет педагог (малыши могут просто листать, открывать окошки книжечки). Начиная со второй младшей группы, педагог постепенно вовлекает детей к изготовлению и наполнению информации Лэпбука (дети с помощь воспитателя могут определить тему, вносить рисунки по данной теме, участвовать в изготовлении карточек, совместно с родителями собирать информацию: стихи, загадки). С детьми среднего и старшего дошкольноговозраста лэпбук можно изготавливать совместно.
Лэпбук – значение для педагога:
Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. Способствует творческой самореализации педагога.
Лэпбук для ребенка : - В понимании и запоминании информации по изучаемой теме.
- В приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
- В повторении и закреплении материала по пройденной теме (ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал).
- В организации информации по изучаемой теме: он помогает лучше понять и запомнить изучаемый материал
- В организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
- В развитии творческого мышления, познавательного интереса.
- В развитии мелкой моторки (в лэпбуке содержится множество по-разному раскрывающихся кармашков, окошечек, книжек раскладушек).
- В оформление результатов совместной проектной деятельности;
- В творческом взаимодействии с родителями (в ходе совместного изготовления, в процессе реализации совместного проекта).
Лэпбук для работы с родителями: - организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео материалы)
- информационную (сбор информации)
- мотивационную (поддерживание у детей интереса и уверенности в успехе)
Лэпбук разновидность метода проекта, потому что его создание содержит все этапы проекта: -целеполагание (выбор темы)
- разработка лэпбука (составление плана)
- выполнение (практическая часть)
- подведение итогов
В зависимости от назначения лэпбуки бывают : - учебные;
- игровые;
- поздравительные, праздничные;
- автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:
-о путешествии, о походе в цирк, о каникулярном досуге и т. д.
В зависимости от формы: -стандартная книжка с двумя разворотами
- папка с 3-5 разворотами
- книжка-гармошка
- фигурная папка.
Организация материала: - стандартные кармашки
- обычные и фигурные конверты
- кармашки-гармошки
- кармашки-книжки
- окошки и дверцы
- вращающиеся детали
- высовывающиеся детали
- карточки
- теги
- стрелки
- пазлы
- чистые листы для рисования и т. д.
Работа с лэпбуком является отличным способом закрепления определенной темы с детьми. Позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
4. Заключительная часть
Технология, известная во всем мире как лэпбук, заслуживает нашего пристального внимания. Эта универсальная технология ориентирована на разные области развития детей.