Татьяна Кожухарь
Квест-игра — современная игровая технология развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На этапе внедрения ФГОС ДО в систему дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса. Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Педагогу порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были интересны детям.
Темочки:
В своей педагогической деятельности я стараюсь, идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников.
Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?»
Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест.
Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
1. Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
2. Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
3. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 4. Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является Квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.
Квест – игра имеет ряд особенностей:
• Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
• Целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
• Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
• Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
При организации квест-игры для дошкольников соблюдаются следующие условия:
• безопасность для участников,
• задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков,
• оригинальность,
• логичность,
• целостность,
• подчинённость определённому сюжету
• создание атмосферы игрового пространства.
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Квест – игра в старшей группе «В поисках клада», у нас состоялась в летний период. В которой ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческой истории. В средней группе - квест «Путешествие в город красок ПДД». Это приключенческая игра, где необходимо было выполнять различные задания, для продвижения к цели. Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями. Для этого была организована соответствующая предметно-развивающая среда. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.
Дошколята отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку.
При анализе данного материала я особо выделила критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично. С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.
Главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится педагогическим коллективам для создания интересных и познавательных квестов.