Лариса Николаевна Королькова
Культурно-досуговая деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг – сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей,поэтому особую актуальность приобретает правильная организация культурно- досуговой деятельности детей, что позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Публикация «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» размещена в разделах
Цель проекта: Создать условия для преодоления у детей трудностей восприятия, обусловленных зрительной недостаточностью, через культурно-досуговую деятельность.
Были выделены основные задачи в трех сферах работы.
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями.
Задачи работы с детьми:
• содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфорта и защищенности.
• развивать творческие способности, любознательность, память, воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
• формировать творческую активность;
• развивать желание посещать эстетические студии в детском саду;
• развивать самостоятельность, умение и желание заниматься интересным творческим делом.
Задачами работы с педагогами были определены:
• повышение компетентности педагогов в вопросах культурно- досуговой деятельности;
• обеспечение методического сопровождения для планирования и организации досуга детей с нарушением зрения;
• развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
• обеспечение предметно- развивающей среды для культурно- досуговой деятельности.
Преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми и в организации культурного досуга, умении выражать свои эмоции, чувства. Ну а детские праздники и развлечения воспринимаются родителями, как своего рода развлечение для себя, устраиваемое воспитателями и детьми.
Мы поставили следующие задачи работы с родителями:
• повысить уровень компетентности родителей в организации культурно-досуговой деятельности детей;
• развивать желание посещать эстетические студии в детском саду;
• привлечение к участию культурно- досуговой деятельности детского сада.
Предполагаемый результат:
• участие детей в праздниках и развлечениях;
• участие детей в кукольных театрах, спектаклях, концертах;
• посещение детьми кружковой изо -студии «Разноцветные капельки», театральной студии «Теремок»;
• повышение компетентности педагогов и родителей в культурно- досуговой деятельности;
• обогащение предметно –развивающей среды.
Творческой группой был разработан план реализации проекта, который координировал работу МБДОУ по культурно - досуговой деятельности. План включил в себя три этапа : подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе с помощью анкетирования изучен социальный заказ родителей. К нашему сожалению, при проведении анкетирования обнаружились и родители, которые ни разу не были даже в кукольном театре. И мы с педагогами решили попытаться изменить такую ситуацию.
Одним из важных условий реализации проекта является правильная организация предметно-развивающей среды, это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Среда в образовательном учреждении, организованная по законам красоты, воспитывает и развивает детей. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. А так же деятельность ребенка в условиях развивающей среды является эффективным фактором коррекции и компенсации зрения. Поэтому был составлен план реконструкции предметно - развивающей среды.
На основном этапе был создан план культурно - досуговой деятельности, включающий в себя четыре блока.
Основные формы реализации проекта (работа над проектом) :
1 блок- создание условий для культурно- досуговой деятельности;
2 блок- работа с детьми
3 блок- работа с педагогами
4 блок- работа с родителями воспитанников.
Для реализации проекта был создан координационный совет по реализации проекта по его контролю.
На основном этапе реализации проекта были утверждены планы мероприятий, календарные планы, планы индивидуальной работы с детьми. Осуществлялись контроль выполнения и корректировка индивидуальных планов педагогов.
Проведены следующие мероприятия:
1 блок- были созданы условия для культурно- досуговой деятельности;
• Санитарно- гигиенические условия;
• Условия для творческой деятельности;
• Условия для проведения музыкальных праздников и развлечений;
• Условия для проведения спортивных праздников и развлечений;
• Условия для организации познавательной и художественной деятельности;
• Условия для организации отдыха.
2 блок- работа с детьми. Организованы и проведены:
• Музыкальные и спортивные праздники и развлечения, которые делятся на календарные, тематические, народные;
• Работа изостудии, театральной студии, хореографии;
• Организован отдых детей через чтение литературы, спорт, игры, слушание музыки, просмотр диафильмов, рассматривание иллюстраций.
• Созданы условия для самостоятельной познавательной и художественной деятельности.
3 блок- работа с педагогами. С целью расширения теоретических знаний педагогов была подобрана специальная методическая литература, проведены консультации :
• «Народное развитие культуры в художественно- эстетическом воспитании»,
• «Нетрадиционные формы работы с детьми по изобразительной деятельности»,
Семинары – практикумы :
• «Развитие художественно- эстетического вкуса через культурно- досуговую деятельность».
Открытые просмотры занятий:
• по музыкальному воспитанию «Музыка в повседневной жизни».
• интегрированное занятие по изобразительной деятельности «Путешествие в мир искусства».
Проведен педагогический совет «Красота-это то, что создает человек», где были подведены итоги проекта.
4 блок- работа с родителями воспитанников. Провели следующие мероприятия:
• Консультация для родителей «Культурно- досуговая деятельность в детском саду»
• Дни открытых дверей, посещение занятий по хореографии
• Совместная с родителями выставка «Книжка –малышка своими руками»
• Участие в праздниках, театральных спектаклях
• Изготовление костюмов и театральных кукол.
В детском саду мы организовали дополнительные кружковые услуги: функционирует кружок эстетической направленности «Разноцветные капельки» – по изобразительной деятельности, театральный кружок «Теремок». Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование художественно-эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
По социальному заказу родителей мы организовали дополнительные платные услуги по хореографии.
Для детей с нарушением зрения мы подобрали фонотеку различных звуков – звуки природы, голоса животных, птиц, звуки транспорта и различные шумовые эффекты. Отдельно подобран музыкальный материал для сеансов релаксации, которые проводятся как во время занятий, так и в свободной деятельности детей. Нашим детям очень важно давать отдых от зрительной, эмоциональной и физической нагрузок.
Проводился анализ промежуточных результатов эффективности работы педагогов. Все мероприятия помогли сделать родителей нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
В ходе проекта наши педагоги приняли участие в смотрах- конкурсах внутри сада:
«Книжкины именины», «Театры детям», «Сенсорные коврики».
Приняли участие в конкурсе на лучшее оформление холла нашего детского сада.
В конце основного этапа было проведено обсуждение итогов работы по культурно- досуговой деятельности.
На заключительном этапе было изучено мнение родителей по итогам реализации проекта, педагогов и детей, участвующих в нем.
Прошел итоговый педагогический совет «Красота-это то, что создает человек», на котором был обобщен положительный опыт педагогов.
Планируемые задачи проекта были выполнены.
В результате проекта мы добились:
• Повышение компетентности педагогов и родителей в культурно- досуговой деятельности;
• Наши дети с большим удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях в кукольных театрах, спектаклях, концертах;
• Повысилась посещаемость детьми кружковой изо -студии ««Цветные ладошки», Кружок адыгейского языка, музыкальный кружок.
• Обогащение предметно – развивающей среды: оформлены холлы, изготовлены разные виды театров, сенсорные коврики.
• Родители приняли активное участие в выставке поделок «Книжка –малышка своими руками»
Вывод. Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей. Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей и родителей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка и родителей. Культурно-досуговая деятельность детей—это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы МБДОУ; важная сфера жизни детей; которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество.
Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности.
Продукт проектной деятельности :
- оформление музыкального зала по сезону, по тематике праздника;
-перспективный план музыкальных праздников и развлечений;
-перспективный план спортивных праздников и развлечений;
-перспективный план культурно- досуговой деятельности на летнее- оздоровительный период;
- изготовлены костюмы;
- разные виды театров;
-сезонная смена детских работ в изо-уголке «Мы рисуем»;
-оформление фото-стенда культурно- досуговой деятельности.