Иванова Валентина
Проект «Куклы из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Куклы из бабушкиного сундучка
1. ПРОБЛЕМА
2. ЦЕЛЬ
3. ЗАДАЧИ
4. МЕТОДЫ
5. РЕСУРСЫ
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7. ОЦЕНКА
8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
9. ПРИЛОЖЕНИЯ:
Консультация для воспитателей «Народная кукла. Немного истории»
Консультации для родителей «КУКЛА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА», «Куклы, в которые играют дети»
Представление фотоальбома «Куклы из бабушкиного сундучка»
Публикация «Проект „Куклы из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
Мастер-класс по изготовлению кукол
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Приобщение детей к русской народной культуре» 18 марта 2020г.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА На семинаре-практикуме «Результаты проектной деятельности» 20 мая 2020 года.
ПРОБЛЕМА
В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы. В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.
Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также “лоскутная мозаика”.
В России лоскутное шитье стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в XVII в. Старообрядцы использовали так называемые подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов и символизировал девять ангельских чинов.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России, ценностного отношения и любви к Родине.
ЗАДАЧИ
1. Образовательные:
• Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
• Изучать разные виды народных кукол и технологии их изготовления;
• Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа.
2. Развивающие:
• Обогащать чувственный опыт ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, крупой, двигательного опыта рук;
• Развивать зрительно-моторную координацию в самостоятельной и коллективной работе.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережному отношению к культуре своего народа, ручному труду;
• Воспитывать стремление помогать своим товарищам.
Срок реализации проекта : 1 учебный год.
Участники проекта : воспитатели, педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители.
МЕТОДЫ
Работая над проектом нами были отобраны методы и приемы, используемые при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, а именно:
1. Наглядно-действенный
2. Словесный
3. Практический
4. Проблемно-поисковой
5. Исследовательский
6. Сюрпризный момент
7. Элементы загадочности
8. Создание воображаемой ситуации
9. Использование воображаемой ситуации
10. Познавательные беседы
РЕСУРСЫ
При работе над данным проектом нами были использованы следующие ресурсы:
1. Библиотечный фонд ДОУ
2. Аудио, видео, мультимедийная техника (ноутбук, проектор, музыкальный центр, МФУ)
3. Мини-музей «Русская изба»
4. Интернет-ресурсы (информационные сайты, спец. пособия для педагогов)
5. ИЗО-студия ДОУ
6. Привлечение родителей (раздаточный материал)
7. Финансовые ресурсы ДОУ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По результатам работы проекта «Куклы из бабушкиного сундучка» стало понятно, что знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления возможно начинать с детского сада. Эта работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами.
Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении игрушки является то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.
Дети мастерили кукол из различных материалов. Тем самым они приобрели необходимые трудовые навыки, у них начал формироваться хороший вкус. Изготовление народных кукол позволили познакомить детей с ее миром, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к традиционной культуре России. По завершению данного проекта дети могут изготавливать кукол из подручного материала. Куклы будут гораздо чище в экологическом отношении, чем Барби из пластмассы. Но, главное – самодельная кукла, не воспитывает в них вещизма. Ведь, каждая такая кукла – как человек : единственная в своем роде. И на ряд у нее единственный. У нее своя история создания и свой, неповторимый образ. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить и воспитывать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважению к народной культуре и своей земле.
Завершающим этапом проекта стало создание мини-музея в детском саду, а так же мини-музеев в каждой группе ДОУ, посвященных народной кукле. Проводится кружковая деятельность «Лоскутная кукла» для детей старшего дошкольного возраста.
В общем можно считать проект «Куклы из бабушкиного сундучка» успешно реализованным.
ОЦЕНКА
Для оценки проделанной работы, мы записали положительные и отрицательные моменты выполнения творческого проекта :
Положительные:
1. Важность темы проекта.
2. Доступность, безопасность, низкая стоимость, технологичность.
3. Позволяет расширить свои навыки в области конструирования.
4. Оригинальность и неповторимость.
5. Результативность, качество и практичность итогового продукта.
6. Отсутствие опыта в изготовлении продукта не важно.
Отрицательные:
1. Нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Москва, 2014
2. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла : культура, традиция, технология. М. ,2011г.
3. Комарова Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М. ,2009г.
4. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.
5. Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.
6. Подборка детской литературы для чтения детям.
7. Методические рекомендации для родителей и воспитателей.
8. Дайн Г. «Тряпиничеая кукла»,
9. Лыкова И. А. «Лоскутные куколки», изд. дом «Цветной мир»
10. Кретова М. А. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет «Лоскуток» ФГОС ДО
11. Воронько П. «Обновки».
12. Воронкова Л. «Маша-растеряша».
13. Вересаев В. «Братишка».
14. Гарей Ю. «Колыбельная для куколки».
15. Женская одежда. Пособие.
16. Заходер Б. «Портниха».
17. Кукла и её любимые наряды.
18. Ладоншиков Г. «Кукольная колыбельная», «Кукла и Катя».
19. Никонова Е. А. «Я открою вам секрет».
20. Носов Н, «Заплатка».
21. Осеева В. «Волшебная палочка».
22. Образцов Б. «Лечу куклу».
23. Перро Ш. «Красная шапочка».
24. Рюмина И. «Куклы наших бабушек».
25. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
26. Сказочная азбука.
Консультация для родителей
«Куклы, в которые играют дети»
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Анализ ситуаций выбора ребенком куклы и игры с ней показывает, что игра в куклы - одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой.
Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. Для современного ребенка кукла- это некий символический партнер для игры, объект эмоционального общения. Он привязывается к ней, вступает с во внешние символические отношения. Ребенок «оживляя» куклу, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.
В 60-80-е годы у советских кукол был определенно детский облик игрушки и позволял ребенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из его детской жизни. Кукла Барби- символ XX века, самая интернациональная. Некоторые психологи положительно относятся к этой кукле и считают, что Барби способствует освоению такой важной части женской роли, как «красавицы». Другие специалисты считают, что, обладая куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, а горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом. У этой куклы чрезмерно большое количество вещей; очень выразительные пропорции, яркий макияж к ней прилагается дом с кукольной мебелью, и даже мужчина.
С лета 2001 года начался выпуск Bratz (производное от английского слова, обозначающее «избалованные дети»). Bratz –это забавные куколки с большими головами и огромными глазами. Причем любая кукла этого бренда несет образ «модного» подростка. Эта кукла неудобна для игры, так как она мала для сюжетно-ролевой игры и велика для режиссерской. Современные куклы для мальчиков все дальше отходят от облика человека и все больше приобретают черты животных или технических устройств. Человек –паук, человек-робот и прочие чудища все больше вытесняют обычных людей с человеческими чертами лица. Мальчишек привлекает в них то, что они обладают нечеловеческой ловкостью, силой. Монстры становятся образцом для подражания. Подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, не позволяют в игре ребенку выразить его внутренний мир.
Современные педагогические требования к образным игрушкам
Игрушка должна:
- расширять кругозор ребенка, знакомя его с предметами, природой и обществом, наукой и техникой, культурой;
- способствовать социализации ребенка, приобщению к общечеловеческим ценностям;
- вызывать добрые чувства к семье, людям, способствовать накоплению положительного нравственного опыта;
- побуждать ребенка к активной деятельности.
Психологические требования к образным игрушкам
Игрушка не должна:
- провоцировать ребенка на агрессивные действия;
- вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры;
- наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
Положительной влияние куклы на формирование личности
- кукла развивает в детях зарождающееся родительское чувство;
- кукла – не только для ребенка дочка или сынок, но и партнер по общению;
- кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку;
- кукла- объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка;
- через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества;
- кукла – посредник между взрослым и ребенком.
От того, какими куклами и как будут играть современные дети, возможно, в большей степени зависит их будущее отношение к людям и к миру, их способность понимать ближнего и прежде всего - самого себя.
Консультация для родителей
«КУКЛА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Воображение ребенка также формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок. Современные куклы уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку. Народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, они также приучали девочек к рукоделию. Народные куклы не перестают нести в себе добро и в наше время, и учат добру каждого ребенка, который с ними играет. Вы можете с пользой провести свое время, если начнете вместе с ребенком создавать традиционные народные игрушки. Подарите вашему ребенку возможность превратиться в «маленького волшебника». Позвольте ему получить удовольствие от общения с вами, а также от процесса рукоделия. Знаете ли вы, что умение делать куклы помогает ребенку познать себя, оно открывает его сердце для любви. Интересно, что куклы – это не просто творение рук, это творение души человека. Многие современные игрушки, к сожалению, развивают в ребенке агрессию, не оставляя малышу выбора действий. Скажите, во что можно играть роботом с оружием? Какие эмоции вызывает у вас такая игрушка?
Игрушка же, сшитая своими руками, будет вызывать только добрые чувства, а отсутствие лица у нее позволит ребенку проявлять свои собственные эмоции. В результате эмоции ребенка будут развиваться. Это полезно еще и тем, что малыш не будет накапливать в себе негативные эмоции, выплескивая их с помощью своих кукол. Играя традиционными народными куклами, ваш ребенок будет учиться творить, фантазировать, тренировать память. Куклы помогут ему также научиться общаться и проявлять милосердие. Но самое главное – это, конечно, эмоциональный контакт с куклой. Дети привязываются к своим любимым куклам, как к живым, и расставание с любимой игрушкой воспринимается ими очень болезненно.
Никогда не выбрасывайте старые куклы : помойте их, причешите и сшейте для них новую одежду. Участвуя вместе с вами в этом процессе, ребенок научится доброте, чуткости и бережливости. Уважаемые родители! Давайте рукодельничать вместе!
Консультация для воспитателей
«Народная кукла. Немного истории»
Кукла — первая из игрушек известная с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из глины фигурки людей и животных, чтобы разыграть сцены охоты. Куклы не раз спасали человеку жизнь, заменив его в обрядах жертвоприношения. Наверное, это и были одни из самых первых кукол. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился, ни один праздник. Кукла сопровождала человека с рождения до самой смерти. На изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из травы, из веток деревьев. Дома в русских семьях кукол насчитывалось и хранилось десятками.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман. Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», и, конечно в единственном экземпляре. В дело шли подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли их без ножниц, иголок.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые.
Обрядовые куклы
Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Так же были обрядовые куклы : «Покосница», «Десятиручка», «Купавка» и др. Куклу «Масленница» используем и сейчас при праздновании масленицы. Были и лечебные куклы, их изготавливали из лечебных трав. («Козьма и Демьян») Они приносили благо и здоровье в дом.
Куклы – обереги
Кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали—оберег или берегиня. Делали их из природных материалов, которые приносили из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Кукольные платья украшали не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен присутствовать красный цвет—цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор», обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольные платья, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки- знаки солнца; женские фигурки и оленей—символы плодородия и др.
Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины дарили куклу «Ангелочка». Пеленашка оберегала ребенка до крещения. Не только детские куколки были оберегами, кукла «Домовой» — берегиня домашнего очага. И до сих пор люди стараются приобрести её. Кукла «Пугало» — оберегает огородные посевы от птиц и скота.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым куклам относятся куклы закрутки, «кукла-полено», малышок-голышок, «девка-баба» и др.
На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.