Нина Баранова
«Кто живет в степи?» — занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация»
Задачи:
1. Познакомить с разнообразием животного мира калмыцких степей.
2. Закрепить знания о группах животного мира.
3. Закрепить знания о природных зоне Калмыкии - степи.
4. Развивать аналитические способности, зрительную память, внимание, мелкую моторику рук.
5. Прививать любовь к природе, родному краю.
Публикация «„Кто живет в степи?“ — занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование: аудиозаписи со звуками степи (пение птиц, стрекотание насекомых, м/м проектор, м/м презентация «Кто живет в степи», альбомные листы с графическим диктантом «Бабочка», простые карандаши, д/игра «Кто мои детки?».
Ход занятия:
1. Орг. момент. Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, что там изображено? (Ответы детей).
2. Основная часть.
- Правильно, это степь. Давайте поедем туда и посмотрим, кто же там живет?
Включаются аудиозаписи со звуками степи.
Степь - как море! Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое; а когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой. И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.
Раз в степи много трав, то должны быть и животные, жизнь которых связана с травами.
А) Работа с м/медийной презентацией.
- Скажите, кто от нас спрятался? Отгадайте загадки.
1) Выходя из норки в степь
Буду столбиком стоять.
И прерывисто свистеть,
На заре весну встречать (суслик).
У калмыков говорят: «Если суслик из норы вылез и засвистел, значит весна пришла, праздник Цаган Сар (встречу весны) отмечают».
2) Знай, две пары ног имею,
В норке целый день я сплю.
Солнце сядет и стемнеет…
В ночь охотиться люблю (тушканчик)
Тушканчика называют земляным зайцем, потому, что похож на зайца, а «земляной» потому, что живет под землей и только по ночам выходит из норы пастись и бегать.
3) В коричневой шубке зверек:
Не ласка, не мышь, не хорек,
В защечных мешочках зерна
С полей натаскал он сполна (хомяк)
Всех этих животных называют грызунами. Питаются они травами и семенами, живут в норах под землей, потому, что там не жарко летом и тепло зимой, а нора – надежное убежище от хищников.
Живут в степи и более крупные животные.
4) С ветром мчусь я наравне
По родной стороне.
Пронесусь я без оглядки,
Пахнет воздух пылью сладкой (сайгак)
Сайгаки – это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту. Сайгаки занесены в Красную книгу.
Дети, послушайте стихотворение Калмыцкого поэта Григория Кукарека –
«Сайгачонок на руках»
Словно маленьких ребят,
Берегите сайгачат.
Если ранен сайгачонок,
Выбился он из силенок,
Мать в просторах потерял,
От товарищей отстал,-
Заберите в теплый дом,
Напоите молочком,
От собак оберегайте,
Со двора не выпускайте.
А когда он подрастет,-
Пусть в родную степь уйдет!
5) Мы бодро по пескам шагаем
И на спине горбы таскаем.
Там много жира про запас,
Который выручает нас (верблюд)
Верблюды живут не только в пустынях, но и в степях. Питаются травами, колючими кустарниками. Люди приручили верблюдов и сделали их как домашними животными. Они используют верблюдов для перевозки груза через пустыню или бескрайние просторы степей, где не может проехать транспорт. Верблюды могут пройти большой путь без пищи и воды, под жарким палящим солнцем потому, что у них на горбах накапливаются большие запасы жира и воды.
- Скажите, как одним словом назвать эту группу животных? (Звери)
- Какие отличительные признаки зверей вы знаете?
(У них 4 лапы, у них есть жилище, где они выращивают детенышей, тело покрыто шерстью.)
Б) Д/игра «Кто мои детки?»
Цель: Закрепление знаний о названиях детенышей животных.
Лиса-лисенок,
Заяц-зайчонок,
Мышь-мышонок,
Барсук-барсучонок,
Верблюд-верблюжонок,
Волк-волчонок,
Сайгак-сайгачонок,
Белка-бельчонок,
Медведь-медвежонок,
Олень-олененок,
Лось-лосенок.
В) Работа с презентацией.
А теперь мы рассмотрим другую группу животных. Загадки о птицах.
1) Раскинув крылья я парю -
В безмерной вышине.
На жертву камнем упаду,
Прижав когтем к земле (орел)
2) Глянь-ка, беленькая птица
Долго над рекой кружится,
Низко у воды летает,
Клювом рыбу забирает (чайка)
3) Любит гнездиться в болотных местах,
Поутру громко курлычет,
Серая птица на длинных ногах
Вдаль собираясь, птиц кличет (журавль)
4) Острый длинный клюв у птицы,
Стоя на одной ноге
Смотрит пристально в водицу:
Рыбка не мелькнет в воде? (цапля)
5) Просыпаюсь утром ранним,
По деревьям барабаню.
Под кору свой клюв сую
И букашек достаю (дятел)
- Как называют дятла в природе? (санитар лесов).
- Как называется эта группа животных? (Птицы)
Птицы, живущие в степи, питаются травами, насекомыми, семенами: а хищные птицы (орел, сыч, ястреб) – мелкими животными-грызунами. На зиму, когда исчезают насекомые и семена трав, многие птицы улетают в теплые страны.
- Какие у них отличительные признаки?
(Есть крылья, вьют гнезда, птенцы появляются из яиц, они летают).
Г) ФИЗМИНУТКА - Игра-тренинг «Спаси птенца».
Цель: Развитие эмпатии, развитие умений выражать свои эмоции посредством
мимики и жестов.
- Вытяните руки ладонями вверх и представьте у вас в руках маленький беспомощный птенец. «Ему холодно!» Согрейте птенчика, спрячьте в ладони, подышите на него. Приложите ладошки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони, наш птенчик радостно взлетел, улыбнитесь ему.
Д) Работа с м/м презентацией.
Показ слайдов с насекомыми. (Дети называют их).
- Как называется эта группа животного мира? (Насекомые)
- Какие у них отличительные признаки?
(6 ног, крылья, летают, скачут, зимой прячутся от холода).
Е) Графический диктант «Бабочка»
- Посмотрите, на листочках спряталось какое-то известное насекомое, соедините точки и скажите, кто там спрятался.
3. Итоги занятия :
1. Что вы узнали нового сегодня? О чем мы беседовали?
2. Скажите, какого цвета все представители животного мира степей?
3. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
4. Что вам понравилось на занятии?