Мастерова Татьяна Анатольевна
Праздник «Край мой родниковый» в подготовительной группе
▼ Скачать
«Край мой родниковый»
Праздник, посвященный «Дню народного единства» и «Дню государственности Республики Удмуртии» для детей подготовительной группы
Цели:
• Формирование представления о традициях русской и удмуртской культуры.
Публикация «Праздник „Край мой родниковый“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родник. Все о родниках для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Воспитание патриотических чувств к родине и любви к русской и удмуртской национальной культуре.
Задачи:
• Образовательные: расширение представлений о традициях русского и удмуртского народа; знакомит с разными жанрами удмуртского и русского фольклора: народной песней, народными играми, плясками.
• Развивающие: развивать у детей интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие способности, фантазию, эстетический вкус; развивать толерантность, чувство дружбы, и взаимопомощи; совершенствовать творческие способности, двигательные умения и навыки.
• Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, учить чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение и вызвать положительные эмоции.
Дейстующие лица: Лопшо Педунь
Чеберина (удмуртская красавица)
Русская красавица
Ход праздника:
Дети заходят в зал под песню «Мы дети твои, Россия»
Ведущая: Здравствуйте, ребята, поздравляю вас всех с наступающим праздником! Совсем скоро, 4 ноября вся наша страна отметит День народного единства, для многих народов Россия является Родиной.
Дети читают стихи
1. У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете-
Есть Родина своя.
2. Страну, где мы родились
Где радостно живем
Края свои родные
Мы Родиной зовем!
3. С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
4. Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
5. Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
6. Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Танец с флажками
под песню «Вперед Россия» исполняет Олег Газманов
Ведущая: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Наша страна, называется Россией, Российской Федерацией. Как и все страны мира, Россия имеет свои флаг и герб. Об этом нам расскажут ….
Ребенок: Флаг России
Белый цвет- березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Ребенок: Герб России
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Ведущий: Государственный флаг Российской Федерации поднимается во время торжественных мероприятий и праздников, и в это время всегда звучит гимн.
Сегодня праздник нашего государства, давайте, и мы послушаем торжественный гимн нашей России стоя!
Звучит «Гимн Российской Федерации»
Ведущий: У каждой страны есть кроме символов и главный город - столица. Назовите столицу России.
Дети: - Москва.
Ведущий: В каждой стране есть главный человек - президент. Назовите нашего Российского президента.
Дети: Владимир Владимирович Путин.
Ведущий: Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место где родился каждый из нас.
И так совпало, что 4 ноября не только праздник «День народного единства», а ещё праздник – «День рождения Удмуртии». Давайте поздравим нашу республику и прочитаем стихи.
• Все, что ясным утром видно из окна-
Это наша родина, Удмуртия моя!
• Удмуртия – это наш дом,
Где вместе с вами мы живем!
• Удмуртия – это край родников
И говорливых речек.
Удмуртия – это край,
Где цветет золотой Италмас.
• Край мой родной,
Ты лесами красив,
Ты раскинул поля широко
Серебристыми ветками ив,
Шелестят берега над рекой
Край мой родимый,
край мой родной,
Одет рябиной, и пахнет сосной.
• Этот праздник не простой,
Знают все в Удмуртии.
Этот праздник — наш с тобой,
Славим мы республику.
• День рожденья отмечаем,
Край удмуртский поздравляем.
Вместе пляшем и поем —
Дружно вместе мы живём.
Песня «Очень любим Родину»
сл. Н. Найденовой, муз. Т. Попатенко
Ведущий: Ребята, в честь дня рождения нашей Удмуртии, я предлагаю вам отправится в путешествие по родному краю. Хотите?
Дети: да!
в зал вбегает Лопшо-Педунь
Лопшо-Педунь: Подождите, подождите! Кто здесь хочет отправится в путешествие? Давайте отправимся вместе.
Ведущая: Подожди, а ты кто такой? Наверно старичок-лесовичок?
Лопшо-Педунь: Нет, я Лопшо-Педунь, герой удмуртских сказок, люблю высмеивать тех, кто не любит трудиться. А еще люблю путешествовать, узнавать все новое, а еще конечно люблю веселиться.
Ведущая: А что у тебя на ногах, Лапшо-педунь?
Лопшо-Педунь: Лапти, я их сам сплел, да они не простые, а самоходные, они никогда не износятся, не подведут, по дальним дорогам мчат меня, через темные леса переносят.
Ведущая: А давай проверим, какие быстрые твои лапти.
Игра «Лапоть» («Вуж кут»)
Лопшо-Педунь: Ну, что хороши мои лапти?
Ведущая: Хороши, Лопшо-педунь.
Лопшо-Педунь: Тогда в дорогу! Поведут нас мои лапти по полям, по лесам, покажу я вам красивые места, познакомлю с народом, который живет в Удмуртии
Лопшо-Педунь: Лапти вы нам помогите, по дорогам нас несите.
Дети идут за Лопшо-Педунем друг за другом притопывая, руки на поясе, с окончанием музыки садятся на стулья
Лопшо-Педунь: Посмотрите, ребята, внимательно, куда же мы попали?
на экране появляется изображение леса и родника
Дети: В лес
Лопшо-Педунь: Верно, слышите, а что это шумит в лесу?
Дети: Родник
Лопшо-Педунь: В нашем крае много родников и поэтому Удмуртию называют краем родниковым. А чтоб веселей звенел наш родник, поиграем в игру, которая называется «Чингыли», что означает-колокольчик.
Игра «Колокольчик» («Чингыли»). (дети садятся)
Лопшо-Педунь: Что ж, родник послушали, пора и дальше в путь. Ой, ребята, а что это с моими лаптями самоходными стало, дальше не идут.
Ведущая: Как же нам теперь путешествовать?
Лопшо-Педунь: Для этого нужно ответить на вопросы: (после того, как дети ответят, на экране появляются ответы)
1. Назовите столицу Удмуртии? (Ижевск).
2. Назовите государственные символы Удмуртии? (флаг, герб, гимн).
И сейчас для вас прозвучит гимн Удмуртии
Слушаем гимн Удмуртии
3. Из каких трех полос состоит флаг Удмуртии?
(черный цвет – символ земли и стабильности;
красный цвет – цвет солнца и символ жизни;
белый цвет – символ космоса и нравственных устоев)
4. Кто изображен на гербе Удмуртии? (белый лебедь, который является символом возрождения).
5. Каких великих людей Удмуртии вы знаете? (на экране появляются портреты)
6. В каком районе мы живем? (Граховский)
7. Как называется наше село? (Грахово)
8. Какие знаете достопримечательности нашего села? (Музей, Церковь, РДК Лидер)
Лопшо-Педунь: Ну что же, вы справились. Значит, путешествие наше можно продолжать.
На экране появляется изображение удмуртки.
Лопшо-Педунь: Посмотрите, мы попали с вами в удмуртскую деревню.
Под веселую музыку заходит удмуртка с караваем и маслом
Удмуртка: Зёч буресь! Гажано эшьёс.
Лапшо-педунь: Зеч буресь!
Дети: Зёч буресь!
Удмуртка: Здравствуйте, гости дорогие. Как говорится в удмуртской пословице: красна изба углами, а человек гостями. А встречаем мы гостей по удмуртским обычаям с хлебом, с маслом. Означает это - чтоб жизнь ваша текла как по маслу. А сегодня для вас я испекла удмуртское блюдо — перепечи. Они могут быть с грибами, с картошкой или с капустой.
Отдает перепечи Ведущему
Ведущая и дети: Тау! (берут перепечи, ставят на стол)
Лопшо-Педунь: Ребята, посмотрите, как красив удмуртский костюм нашей удмуртской красавицы.
Удмуртка: Этот наряд очень старинный и подарила его моя бабушка из своего сундука. Украшение моё старинное – мониста называется, когда мы пляшем она звонко звенит. Удмуртский язык очень красивый и мне нравиться петь и слушать песни на удмуртском языке.
Ведущая: А мы знаем песню на удмуртском языке, которая называется «За избой стоит амбар».
Песня «Корка берад кеносэд» удмур. нар. песня
Удмуртка: Весело с вами, только мне уже пора.
Лапшо-педунь: Да и нам пора продолжать путешествие. Зечь луэ, чебер апай.
Удмуртка уходит
Лапшо-педунь: Весело пели и плясали, а наше путешествие продолжается.
На экране появляется изображение девушки в русском костюме.
Лопшо-Педунь: У нас в Удмуртии по соседству живут не только удмурты, но и русские. Посмотрите теперь мы оказались в русской деревне.
Под музыку входит русская красавица
Русская красавица: Здравствуйте гости дорогие.
Дети: Здравствуйте.
Русская красавица: Очень рада я гостям. Мы русские люди очень гостеприимные. У нас свои традиции и обычаи, встречать гостей принято хлебом – солью. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. А я знаю что вы любите сладкое и для вас я испекла сладкий пирог.
Отдает сладкий пирог ведущей.
Ведущая и дети: Спасибо за пирог (принимает сладкий пирог, ставит на стол)
Русская кр. : У Русских людей своя традиционная кухня: щи да борщи, пироги румяные, блины сытные. Да и ягоды любим мы собирать: и калину, и малину, а собираем то мы их с песнями.
Хоровод «Калинушка»
Русская кр. : А я ещё с вами хочу поиграть в русскую народную игру «Пугало»
Игра «Пугало»
Русская кр. : Хорошо с вами играть да пора и меру знать, пора делами домашними заняться. До свидания, ребята. (Русская красавица уходит.)
Дети: До свидания!
Лопшо-Педунь: Замечательное путешествие у нас получилось, побывали мы и в удмуртской деревне, и в русской. И все мы живем дружно и не ссоримся.
Ведущий: В нашем районе проживают много разных национальностей: русские, удмурты, марийцы, чаш, кряшен, татары. И сейчас дети исполнят несколько национальных танцев.
Три танца: Русский, Удмуртский и Марийский
Лопшо-Педунь: Как здр тнцеваи! Мдцы! (обращает внимание на свои лапти) А лапти то мои домой меня несут. Пора мне. Где же мой пестерь? (берет пестерь) Что-то он тяжелый… (смотрит в свой пестерь и обнаруживает там угощение - конфеты) Эх! Я же совсем забыл, мне матушка, анай, дала в дорогу угощение, чтобы я всех угостил.
Вы и пели, и плясали,
Очень я доволен вами
Вот вам угощение от меня.
Ведущая: Спасибо, Лопшо-Педунь, за путешествие и за угощение.
Дети: Тау. (Спасибо.)
Под веселую музыку лапти уносят Лопшо-педуня