Наталья Владимировна Морозова
Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей в детском саду
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается тенденция к изучению родного края. Материал для внедрения в дошкольном учреждении должен соответствовать основному содержанию занятий, иметь патриотическое и воспитательное значение, являться типичным для нашей местности, быть понятным и небольшим и по объему, чтобы дети смогли хорошо понять тему.
Цель: сформировать представление о краеведческой работе в детском саду.
Задачи:
Публикация «Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
1. описать условия для организации краеведческой работы в детском саду;
2. расширение представлений воспитанников о Родине
3. воспитывать уважение к культуре и природе родного края;
4. раскрыть формы и методы краеведческого обучения;
В современном обществе на данном этапе развития нашей страны одной из важнейших задач является патриотическое воспитание граждан.
Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей представления об окружающем мире, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, знакомить детей с такими понятиями как: «малая Родина», «Отчизна».
Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Правительством разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В данном плане отмечена большая роль регионального содержания работы, которая предполагает «создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает : содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира». [4, стр. 5.]
Одной из важнейших задач на этапе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволит воспитанникам с интересом и уважением относиться к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения к природным и культурным ценностям края.
Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем. Необходимо вести работу по воспитанию у ребёнка эмоционально-положительного отношения к местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Научно-методическая работа воспитателя заключается не только в анализе теоретических основ и основных понятий краеведения, но и в подготовке к воплощению краеведческих идей в своей практической деятельности.
Процесс краеведческого обучения и воспитания включает различные формы работы с воспитанниками, проводится во всех видах детской деятельности :
- рассказ воспитателя о городе Рязань, других городах области, климатических особенностях, животном и растительном мире;
- продуктивные виды деятельности по всем пяти направлениям: рисование,
ручной труд, аппликация, лепка;
- просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, фотоальбомов, иллюстраций и т. д.
Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, можно проводить такие формы занятий :
1. Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.
2. Познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом - фотографиями, иллюстрациями, слайдами.
3. Экскурсии, которые обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города.
4. Праздники, развлечения на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
5. Чтение детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края.
6. Непосредственно краеведческие игры, квесты, которые приобщают ребенка к истории, археологии, географии, природе.
7. Прогулки, экологическая тропинка. Воспитание любви к родному краю невозможно без природы, погружения в нее.
8. В современных реалиях, обусловленных «COVID-19» актуально будет проведение виртуальных экскурсий. Это позволит так же разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, способствовать развитию наблюдательности у дошкольников.
Значимым в работе является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Одним из важнейших условий в работе по краеведению в дошкольном образовательном учреждении является организация краеведческих уголков в группах. Это позволит повысить качество работы с детьми.
Тесная связь с родителями так же является важной в работе, активное вовлечение их в педагогический процесс, например, участие в акциях, творческие конкурсы, участие в фотовыставках, проектная деятельность. Знание и уважение к своей семье вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого.
Приобщая детей к родной культуре, традициям, природе мы развиваем личность каждого ребенка. Грамотная организованная краеведческая работа позволит получить большой запас знаний, который поможет развивать и воспитывать достойного гражданина нашей страны. Краеведческое образование в последние годы пользуется большой популярностью в воспитательно- образовательном процессе современного дошкольного учреждения.
Список используемой литературы:
Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М. :АРКТИ, 2003. - 144 с.
Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2003. - 144 с.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 96 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года [Электронный ресурс].
https://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf – Дата обращения : 10.12.2020.
Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми…// Современный детский сад. – 2011. – №5. – С. 38.