МААМ-картинки

Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей в детском саду

Наталья Владимировна Морозова
Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается тенденция к изучению родного края. Материал для внедрения в дошкольном учреждении должен соответствовать основному содержанию занятий, иметь патриотическое и воспитательное значение, являться типичным для нашей местности, быть понятным и небольшим и по объему, чтобы дети смогли хорошо понять тему.

Цель: сформировать представление о краеведческой работе в детском саду.

Задачи:

Публикация «Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей в детском саду» размещена в разделах

1. описать условия для организации краеведческой работы в детском саду;

2. расширение представлений воспитанников о Родине

3. воспитывать уважение к культуре и природе родного края;

4. раскрыть формы и методы краеведческого обучения;

В современном обществе на данном этапе развития нашей страны одной из важнейших задач является патриотическое воспитание граждан.

Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей представления об окружающем мире, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, знакомить детей с такими понятиями как: «малая Родина», «Отчизна».

Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Правительством разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В данном плане отмечена большая роль регионального содержания работы, которая предполагает «создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает : содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира». [4, стр. 5.]

Одной из важнейших задач на этапе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволит воспитанникам с интересом и уважением относиться к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения к природным и культурным ценностям края.

Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем. Необходимо вести работу по воспитанию у ребёнка эмоционально-положительного отношения к местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Научно-методическая работа воспитателя заключается не только в анализе теоретических основ и основных понятий краеведения, но и в подготовке к воплощению краеведческих идей в своей практической деятельности.

Процесс краеведческого обучения и воспитания включает различные формы работы с воспитанниками, проводится во всех видах детской деятельности :

- рассказ воспитателя о городе Рязань, других городах области, климатических особенностях, животном и растительном мире;

- продуктивные виды деятельности по всем пяти направлениям: рисование,

ручной труд, аппликация, лепка;

- просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, фотоальбомов, иллюстраций и т. д.

Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, можно проводить такие формы занятий :

1. Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.

2. Познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом - фотографиями, иллюстрациями, слайдами.

3. Экскурсии, которые обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города.

4. Праздники, развлечения на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.

5. Чтение детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края.

6. Непосредственно краеведческие игры, квесты, которые приобщают ребенка к истории, археологии, географии, природе.

7. Прогулки, экологическая тропинка. Воспитание любви к родному краю невозможно без природы, погружения в нее.

8. В современных реалиях, обусловленных «COVID-19» актуально будет проведение виртуальных экскурсий. Это позволит так же разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, способствовать развитию наблюдательности у дошкольников.

Значимым в работе является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Одним из важнейших условий в работе по краеведению в дошкольном образовательном учреждении является организация краеведческих уголков в группах. Это позволит повысить качество работы с детьми.

Тесная связь с родителями так же является важной в работе, активное вовлечение их в педагогический процесс, например, участие в акциях, творческие конкурсы, участие в фотовыставках, проектная деятельность. Знание и уважение к своей семье вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого.

Приобщая детей к родной культуре, традициям, природе мы развиваем личность каждого ребенка. Грамотная организованная краеведческая работа позволит получить большой запас знаний, который поможет развивать и воспитывать достойного гражданина нашей страны. Краеведческое образование в последние годы пользуется большой популярностью в воспитательно- образовательном процессе современного дошкольного учреждения.

Список используемой литературы:

Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М. :АРКТИ, 2003. - 144 с.

Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2003. - 144 с.

Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 96 с.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года [Электронный ресурс].

https://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdfДата обращения : 10.12.2020.

Солнцева О. В., Коренева-Леонтьева Е. В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми…// Современный детский сад. – 2011. – №5. – С. 38.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Физкультурный досуг в детском саду как одна из форм двигательной активности детей Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт"Неделя патриотического воспитания в детском саду" Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Индивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детейИндивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детей Добрый день, уважаемые коллеги! Я неоднократно писала о том, что большое внимание во взаимодействии с детьми уделяю их эмоциональному развитию.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей в детском саду
Опубликовано: 18 декабря 2020 в 20:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Владимировна Морозова (УИ 2503619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД