Приложение МААМ

«Краеведческий подход в комплексном экологическом образовании детей дошкольного возраста»

Нина Шолмова
«Краеведческий подход в комплексном экологическом образовании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенность моей работы состоит в том,что она изначально ориентирована на изучение эколого-краеведческого наследия своей малой Родины-Алтайского края, как части России.

Важным средством реализации является краеведение, которое в системе воспитательно-образовательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания дошкольников. Оно помогает лучше понять закономерности экологического процесса, концентрирует и обогащает знания,развивает познавательные интересы воспитанников, приобщает их к творчеству, формирует практические и интеллектуальные умения.

Публикация «„Краеведческий подход в комплексном экологическом образовании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Основным направлением в эколого-краеведческой работе является формирование экологической культуры дошкольников, знакомство с растительным и животным миром Алтайского края.

Краеведческое воспитание- это новое направление экологического образования, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Экологическое отношение к нему может появиться у ребенка как в нравственном так ив безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представление о природе и формы отношения к ней. Осознанное и правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участки детского сада и дома.

Эколого-краеведческое воспитание дошкольника- это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Цель:

Формировать краеведческое мировоззрение, реальные представления у дошкольников об экологических системах края, осознанного отношения к своей малой Родине.

Задачи:

1. Воспитание патриотического отношения к природе своего края;

2. Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, проектирования, экспериментальной работы;

3. Углубленное изучение природы, экологии края и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Принципы содержания эколого-краеведческого обучения :

1. Принцип гуманизации - достигается за счет введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения природы нашего края, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к своему краю.

2. Принцип демократичности- достигается не только тем,что дошкольное образовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что воспитатель самостоятельно избирает пути достижения планируемого результата деятельности.

3. Принцип научности предполагает достаточный уровень информации с учетом возрастных особенностей дошкольников.

4. Принцип непрерывности вытекает из постепенности и этапности формирования эколого-краеведческой ответственности личности.

5. Принцип практической направленности- практическая направленность реализуется за счет введения практических занятий, экскурсий творческих заданий.

6. Краеведческий принцип - является ведущим в отборе содержания эколого-краеведческого обучения. Он обязывает воспитателя при изучении природы широко использовать местное обучение,проводить экскурсии на природу, в краеведческий музей. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта дошкольников.

Ожидаемый результат обучения:

• Развитие познавательного интереса, включенность в активную познавательную деятельность

• Развитие личного самообразования : активности, самостоятельности, общения.

• Грамотное поведение в социуме.

• Удовлетворение образовательных потребностей.

• Умение ценить красоту, культуру поведения.

• Осознание необходимости здорового образа жизни.

Результаты работы.

Дошкольники знают :

Видовое многообразие растительного и животного мира региона.

Основные виды деревьев нашей местности.

Значение лекарственных видов растений.

Основные результаты воздействия общества на природу в наше время.

Современное экологическое состояние экосистем Алтайского края.

Основные природоохранные мероприятия в районе и крае.

Дошкольники умеют :

Определять и узнавать основные виды растений и животных своего места проживания.

Работать с гербариями.

Проводить практическую работу по посадку цветов, кустарников, деревьев, уборке территории.

Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями.

Распознавать наиболее распространяемые растения и животных своей местности, диких и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.

Объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона.

Проводить наблюдения за состоянием собственного организма.

Краеведческое образование можно определить как систему последовательного непрерывного формирования экологической культуры человека, который

осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитание, самообразования, обретение жизненного опыта. Оно должно охватывать все версты населения и все уровни образования, максимально учитывать все функции экологии в общественной жизни и основываться на традициях и обычаях людей, живущих в Алтайском крае.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с моей точки зрения, предполагает:

• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

• формирование системы экологических знаний и представлений

(интеллектуальное развитие);

• развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Естественно, что все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

11

Критериями сформированности осознанного, активного и гуманного отношения к природе являются следующие :

• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе)

Именно краеведческое образование дает возможность раскрыть ребенку

значение природы как части культуры, как универсальной ценности, поскольку помогает проявить ценностное отношение к собственному дому, к планете по имени Земля вообще и к ближайшей окружающей среде, в частности, к явлениям духовной культуры - сказам, песням, народным играм, обычаям, традициям. Что же по отношению к природе, то экологическое воспитание ориентирует на культурно-национальные и общечеловеческие ценности.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Краеведческий подход в комплексном экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 января 2014 в 10:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Краеведческий подход в комплексном экологическом образовании детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Шолмова (УИ 101716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД