Елена Ильичева
Коррекционно-развивающие игры для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Задержка психического развития – понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. Дети с задержкой психического развития существовали всегда.
При задержке психического развития разного генезиса чаще всего сочетаются симптомы замедленного развития одних психических процессов, относительно стойкого недоразвития других и повреждения структуры и динамики третьих. Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая и педагогическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности детей.
Публикация «Коррекционно-развивающие игры для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Наилучшие результаты в плане коррекции психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте.
Слайд 2.
Учитель, реализующий процесс коррекционно-развивающего обучения, должен знать характер отклонений каждого своего обучающегося, пути и средства предупреждения и преодоления существующих проблем.
У детей, поступающих в группу с ЗПР, отмечается низкий уровень всех психических процессов. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Так как ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игровая деятельность, то соответственно развивать его нужно посредством игровой деятельности.
Слайд 3.
Наверно, для многих из нас станет настоящим открытием то факт, что далеко не все дети любят играть, а если быть до конца точным, то далеко не все умеют. Детям, которым был однажды поставлен диагноз ЗПР, приходится особенно трудно даже в таких, казалось бы, приятных вопросах, как развлечения. Им сложно самостоятельно организовать для себя забаву, в которой была бы цель и сюжет, непросто взаимодействовать со своими сверстниками (они играют скорее параллельно друг другу, редко пересекаясь в процессе, а создать в своем воображении интересную игровую ситуацию для многих из них и вовсе не представляется возможным. И, тем не менее, не стоит сразу опускать руки, ведь игры для детей с ЗПР важно и можно организовать, главное понять, как их лучше провести, чтобы развлечение в итоге оказалось приятным и полезным для детей.
Слайд 4.
Важные особенности.
Так чем же в первую очередь отличаются игры для детей с нарушением психологического развития?
1. Опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как таким детям сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.
2. Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, нежели на выполнение определенных действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.
3. Детям с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.
4. Руководит игрой взрослый – активное участие детей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.
В своей работе с детьми с ЗПР я использую дидактические, настольно-печатные игры, игры с пальчиками, психогимнастику, подвижные и малоподвижные игры на развитие внимания, логического мышления, памяти, воображения, моторики.
И сегодня я хочу показать вам свою работу на примере некоторых игр.
Слайд 5.
1. Приветствие и игры на эмоциональное заражение.
Цель: помочь детям почувствовать себя членом группы, учить обращать внимание друг на друга.
Ведущий:
Встали в дети в дружный круг, (дети встают в круг и берутся за руки).
Я твой друг, (дети показывают указательным пальцем на себя).
И ты мой друг, (показывают указательным пальцем на друга).
Слайд 6.
Ах, какой смешной наш ежик!
У него две пары ножек!
Глазки-пуговки, иголки –
Даже больше, чем у елки!
Ежик в гости к нам пришел, хочет с вами поиграть.
Ежик по очереди «подходит» к каждому ребенку, здоровается и говорит:
«Очень я тебя люблю, здравствуй, (имя ребенка) говорю».
Ребенок здоровается с ежом, наряду со словом, использует для этого доступные невербальные средства общения: улыбку, поглаживание, обнимает ежа. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не поздороваются с ежом.
Слайд 7.
Давайте расскажем ежу какое сейчас время года и назовем его приметы.
Дети называют приметы осени и закрепляют их на картине.
Слайд 8.
2. Сенсорные игры.
«Тучка и дождик».
Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, учить детей действовать совместно со взрослым, в едином темпе со всеми детьми.
Слайд 9.
Тучка по небу гуляет, (показываю детям плоскостную тучку с капельками дождя)
И дождем нас поливает,
У ребяток наших ручки,
Превратились сразу в тучки, (ставлю в центр круга ставлю ванночки с водой)
Тучка по небу гуляла,
В небе дождик собирала, (дети погружают руки в ванночки с водой)
А как только собрала, сразу плакать начала. (вынимают ладошки из воды, поднимают их перед собой пальчиками вниз, слушают, как капает водичка).
Слайд 10.
«Солнышко».
Цель: развивать мелкую моторику, мышление и воображение.
Солнышко яркое в небе сияло,
Лучами своими нас согревало.
Тучки по небу быстро бежали,
Лучики в тучках надолго застряли.
Но появился ветер могучий
И разогнал все мрачные тучи.
Солнышко снова на небе сияет,
Жаркие лучики нас согревают.
Слайд 11.
«Сбор урожая».
Высыпаю в круг муляжи овощей и фруктов, ставлю корзины с изображением на них овощей и фруктов.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
Дети собирают урожай и складывают его в нужные корзины.
Слайд 12.
3. Ритмическая игра.
«Испекла пирог Маринка».
Цель: тренировать детей в умении переключаться с одного действия на другое, подражая действиям взрослого, выполняя ритмичные хлопки.
Слайд 13.
Испекла пирог Маринка,
Шлеп, шлеп, шлеп, (дети стоят в кругу, ритмично хлопают в ладоши).
В нем из груш была начинка, (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Топ, топ, топ, (топают ногами).
Даша сделала салат, а Олеся мармелад, (ритмично хлопают по бедрам).
Удивился наш Андрюша, (Ритмично поднимают и опускают плечи).
Можно из обычной груши,
Приготовить много блюд?
Накормив друзей вокруг. (хлопают в ладоши).
Слайд 14.
4. Игра на соблюдение очередности.
«Угощение для ежа».
Цель: учить детей ждать своей очереди, формировать самоорганизацию.
Слайд 15.
Ежика мы будем угощать,
Фрукты и овощи будем искать.
То, что сейчас назову, ты найди,
Возьми и ежу отнеси.
(Даниил пойдет, яблоко возьмет, ежу отнесет. Ангелина пойдет, капусту возьмет, ежу отнесет. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не принесут угощение ежу).
5. Прощание.
Вместе мы с вами играли,
Урожай все собирали,
И ежа мы угощали.
А теперь пора прощаться,
В садик нужно возвращаться.