Елена Кравченко
Коррекционно-развивающее пособие «Обезьянка с язычком»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЕЗЬЯНКА С ЯЗЫЧКОМ
Что это такое?
ОБЕЗЬЯНКА С ЯЗЫЧКОМ– это логопедическая, коррекционная, дидактическая, развивающая, многофункциональная игрушка для детей, родителей и педагогов. В затылочной части куклы имеется вход в ротовое отверстие. Язык куклы сшит в виде мешочка, в который вставляется рука и язык может двигаться. Ротовая полость пособия изготовлена из ткани красного и белого цвета.
Публикация «Коррекционно-развивающее пособие „Обезьянка с язычком“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дидактические игры
- Животные жарких стран. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Обезьяны, мартышки
- Обезьяны, мартышки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Многофункциональная дидактическая логопедическаяигрушка «Обезьянка с язычком» используется педагогами, родителями как тренажер в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми с 4 до 8 лет в следующих вариантах:
Вариант I -для логопедического массажа;
Вариант II- для артикуляционной гимнастики;
Вариант III- для постановки звуков родного языка.
Целью работы с игрушкой - тренажером является коррекция устной речи дошкольников с помощью игр и упражнений.
Исходя из цели работы, вытекают следующие задачи:
1. Проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос, вырабатывать умеренный темп речи и ее интонационную выразительность.
2. Формировать и развивать основные психомоторные качества (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
3. Вырабатывать четкие координированные движения, воспитывать чувство ритма и темпа, активизировать все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Вариант I. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он абсолютно не заменим при работе с детьми, которые страдают дизартрией, детским церебральным параличом, детки с синдромом Дауна, ринолалией и так же будет очень полезен при более простых речевых расстройствах. Если взрослые (педагоги, родители) заинтересованы, то они могут обучиться за 2 сеанса приемам логомассажа на игрушке «Обезьянка с язычком».
На сеансеучитель – логопед обучает родителяприемам воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата. Специалистделает массаж языка у ребенка, а мама повторяет движения на языке игрушки – тренажера. Получив навыки, родитель может применять элементы массажа языка у ребенка в домашних условиях.
ВНИМАНИЕ!
Лучше всего массаж проводить утром, когда проснулся ребенок и в хорошем настроении, или же вечером, перед сном. Для этого руки должны быть чистыми и теплыми.
Примеры упражнений:
1. Упражнения с платочком.
Чтобы сделать массаж, нужно посадить ребенка на стульчик с высокой спинкой. Платочком или тканевой салфеткой зафиксировать кончи языка, чтобы не прятался в рот. Мы берем большим пальцем язык (он находится сверху, снизу указательный и средний пальцы) и выполняем перетирающие движения мышц с одной стороны, удерживая его расслабленным, а с другой надавливаем, пощипываем по краю языка. Если мышцы языка находятся в тонусе, массажные движения начинаем от кончика языка к корню. Если язык расслаблен, от корня языка к кончику. Если мы хотим расслабить корень языка в полости рта – трясем его. И эти движения способствуют укреплению мышц.
Выполняем вместе упражнения «часики» (захватив язык ребенка платком, вытягиваем его вперед и выполняем движения вправо- влево, «качели» (захватив язык ребенка платком, вытягиваем его вперед и выполняем движения вверх - вниз). При выполнении приема «стрелочка» сжимаем язык платком и вытягиваем его по боковым сторонам вперед в виде стрелки. Под языком находится подъязычная связка, берем ее платком и перетираем.
2. Упражнения с зубной щеткой.
Для логопедического массажа берем зубную щетку. Кончик языка фиксируем платком и делаем поглаживающие движениязубной щеткойот корня к кончику языка. Следующее упражнение более ритмичное, к кончику языка обратно, слева направо, сверху вниз.
И последние движения сеанса логомассажа активизирует работу головного мозга - очень ритмичное покалывание зубной щеткой по всему языку от корня к кончику.
Вариант II. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др., улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.
Для проведения артикуляционной гимнастики, использую игрушку - тренажер «Обезьянка с язычком», через одевание языка на руку взрослого. При этом язык оживает.
1. Упражнение «Любопытный язычок» .
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым.
2. Упражнение «Чашечка».
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
3. Упражнение «Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
4. Упражнение «Чистим верхние зубы».
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Когда ребенок освоил элементарные упражнения, он может повторять их самостоятельно, без комментария взрослого, а «Обезьянка с язычком» своим языком повторяет упражнения за ребенком, которые называются «Повторялки».
Вариант III. Постановка звука - это создание при помощи специальных приёмов новой нервной связи между звуковыми ощущениями (восприятие произнесённого звука, двигательно-кинестетическими ощущениями (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными ощущениями (зрительное восприятие артикуляции звука).
Основные способы постановки звуков : приём звукопостановки по подражанию, механический способ.
На индивидуальных занятиях по постановке звуков используется тренажер «Обезьянка с язычком». Ребенок, сидя перед зеркалом, смотрит на артикуляционную позу языка игрушки и повторяет за ней.
При артикуляции звука [С].
- Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
- Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
- Зубы сближены или сомкнуты.
- Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
- Голосовые складки разомкнуты.
- Звук с глухой.
2. При артикуляции звука [Ж].
- Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
- Зубы сближены.
- Широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого неба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад.
- Посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
- Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот.
- Голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.
3. При артикуляции мягкого звука [Л].
- Губы в полуулыбке.
- Зубы сближены.
- Кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.
- Воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым.
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.
- Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
4. При артикуляции твердого звука [Р].
- Губы находятся в положении следующего гласного.
- Зубы на расстоянии нескольких миллиметров.
- Кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам.
- Посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту.
- Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.
- Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Все предлагаемые упражнения апробированы в работе с детьми. Выставлены как собственный опыт в сети Интернет - сообщества «Одноклассники». Данный материал был оценен положительно. Просмотрели 796 пользователей.
Данное коррекционно – развивающее пособие рассчитано на специалистов, учителей – логопедов различных общеобразовательных учреждений.