Папки-передвижки

Коррекционная технология «Парные коммуникации»

Ирина Гриценко
Коррекционная технология «Парные коммуникации»

Технология «Парные коммуникации» - это технология инновационного обучения программы «ПРОдетей».

Авторы технологии Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова

Основные принципы технологии:

Гетерогенность:

• дети на одном уровне развития;

• дети на разных уровнях развития;

• возможность инклюзии.

Ротация:

• можно чередовать выбор партнера самими детьми или с помощью воспитателя.

Цель: создание условий для того, чтобы ребенок овладевал речью в контексте живого человеческого общения с пониманием, сохранением и развитием смыслов слов и грамматических форм

Технология «Парные коммуникации»: позволяют включаться в групповую работу коррекционным специалистам, развивает диалогическую речь, коммуникативные навыки, волевые усилия.

Задачи технологи:

• развитие умения работать по правилам (предпосылки учебной деятельности);

• формирование положительной мотивации (инициативности, уверенности в себе)

• развитие коммуникативных способностей (умение работать в паре)

• развитие регуляторных способностей (регулирование поведения и настроения, корегуляция (когда ребенок сам учится контролировать своего партнера) и самоконтроль (когда умею регулировать себя);

• развитие умения использовать знаки и символы;

Правила парной коммуникации:

Один слушает-другой говорит

Один делает-другой проверяет

Суть технологии заключается в том, что дети делятся на пары и каждая пара получает две карточки. На одной изображено ухо, что означает «слушаю», на другой изображены губы - «говорю». Дети самостоятельно распределяют, кто будет говорить, а кто слушать, затем меняются карточками.

Схематичное распределение ролей

Используя в коррекционной работе технологию «Парные коммуникации», я смогла решить множество коррекционных задач, а также сформировать у детей способность к проявлению речевой инициативы.

Под речевой инициативой в общем виде можно понимать побуждение к осуществлению высказывания, внутреннюю мотивацию к вступлению в коммуникативное взаимодействие.

Одно из преимуществ методики «Парные коммуникации» – предоставление возможности каждому ребёнку быть активным в роли собеседника, контролера или обучающего в рамках определённых активностей.

Применима эта технология к разным детям и может использоваться как с детьми на одном уровне развития, так и в разновозрастной группе. Так же эта методика хороша тем, что ребёнок может менять партеров в течении дня.

Мы используем парные коммуникации на утреннем круге, как при обсуждении новостей, так и на фронтальных занятиях по лексическим темам. В такой парной коммуникации мы используем картинки «ухо/рот». Дети учатся коммуницировать, взаимодействовать, договариваться. Эта Технология развивает диалогическую речь детей, обогащает словарь, помогает совершенствовать коммуникативные навыки.

Во время фронтальных и подгрупповых занятий по развитию связной речи дети часто не могут дождаться очереди ответить, не слушают ответы товарищей, перебивают друг друга. Работа в парах или группах с применением технологии «парные коммуникации» в таких ситуациях является одним из оптимальных вариантов. Использование технологии «Парные коммуникации» позволяет за 10-15 минут предоставить всем возможность рассказать новость, пересказать текст, описать картинку. В процессе работы в парах у каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным, научиться слушать, задавать вопросы, контролировать свои действия, в соответствии с правилами. Кроме того, такой формат выполнения заданий способствует сплочению детского коллектива, каждый ребенок чувствует себя членом команды. Немногословные стеснительные дети ощущают поддержку, у лидеров развивается эмпатия, дети начинают сопереживать, стремятся прийти на помощь, подсказать.

У детей формируется умение высказать свое мнение и отстоять его, развиваются межличностные отношения, активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника, повышается интерес и желание участвовать в работе, формируются условия для самообразования.

Использование технологии «Парные коммуникации» в деятельности логопеда помогает решить не только ряд коррекционных задач, но и помогает развить способность детей к проявлению речевой инициативы, которая предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.

Главное правило поддержки детской инициативы – не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Согласно принципу интериоризации, каждая способность ребенка сначала появляется в коммуникации с другими детьми, и лишь затем становится индивидуальным приобретением ребенка.

Технологию «Парные коммуникации» можно применять как отдельно взятый инструмент проведения коммуникативной игры, так и последовательно использовать несколько технологий, объединив их каким-либо сюжетом.

Любая педагогическая технология развития коммуникативно-речевых навыков должна определять позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!», тогда будет достигнута ситуация свободного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.

Список литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова.

2. Селевко Г,К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М., 2005, - 354 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Парные картинки» по теме «Игрушки»Дидактическая игра «Парные картинки» по теме «Игрушки» Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, С ними весело играть. (отрывок из стихотворения Петровой З.) В детском саду детей кругом.

Игровое дидактическое пособие по формированию способности различать парные согласные звуки «Волшебный круг совушки»Игровое дидактическое пособие по формированию способности различать парные согласные звуки «Волшебный круг совушки» В логопедической практике игровые пособия применяются в разных формах коррекционного обучения. Пособие "Волшебный круг совушки" можно использовать.

Конспект проведения дидактической игры по развитию речи «Парные картинки» во второй младшей группе Конспект проведения дидактической игры по развитию речи Название игры: «Парные картинки» во II младшей группе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционная технология «Парные коммуникации»
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 17:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная технология «Парные коммуникации»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гриценко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД