Ирина Гриценко
Коррекционная технология «Парные коммуникации»
Технология «Парные коммуникации» - это технология инновационного обучения программы «ПРОдетей».
Авторы технологии Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова
Основные принципы технологии:
Гетерогенность:
• дети на одном уровне развития;
• дети на разных уровнях развития;
• возможность инклюзии.
Ротация:
• можно чередовать выбор партнера самими детьми или с помощью воспитателя.
Цель: создание условий для того, чтобы ребенок овладевал речью в контексте живого человеческого общения с пониманием, сохранением и развитием смыслов слов и грамматических форм
Технология «Парные коммуникации»: позволяют включаться в групповую работу коррекционным специалистам, развивает диалогическую речь, коммуникативные навыки, волевые усилия.
Задачи технологи:
• развитие умения работать по правилам (предпосылки учебной деятельности);
• формирование положительной мотивации (инициативности, уверенности в себе)
• развитие коммуникативных способностей (умение работать в паре)
• развитие регуляторных способностей (регулирование поведения и настроения, корегуляция (когда ребенок сам учится контролировать своего партнера) и самоконтроль (когда умею регулировать себя);
• развитие умения использовать знаки и символы;
Правила парной коммуникации:
Один слушает-другой говорит
Один делает-другой проверяет
Суть технологии заключается в том, что дети делятся на пары и каждая пара получает две карточки. На одной изображено ухо, что означает «слушаю», на другой изображены губы - «говорю». Дети самостоятельно распределяют, кто будет говорить, а кто слушать, затем меняются карточками.
Схематичное распределение ролей
Используя в коррекционной работе технологию «Парные коммуникации», я смогла решить множество коррекционных задач, а также сформировать у детей способность к проявлению речевой инициативы.
Под речевой инициативой в общем виде можно понимать побуждение к осуществлению высказывания, внутреннюю мотивацию к вступлению в коммуникативное взаимодействие.
Одно из преимуществ методики «Парные коммуникации» – предоставление возможности каждому ребёнку быть активным в роли собеседника, контролера или обучающего в рамках определённых активностей.
Применима эта технология к разным детям и может использоваться как с детьми на одном уровне развития, так и в разновозрастной группе. Так же эта методика хороша тем, что ребёнок может менять партеров в течении дня.
Мы используем парные коммуникации на утреннем круге, как при обсуждении новостей, так и на фронтальных занятиях по лексическим темам. В такой парной коммуникации мы используем картинки «ухо/рот». Дети учатся коммуницировать, взаимодействовать, договариваться. Эта Технология развивает диалогическую речь детей, обогащает словарь, помогает совершенствовать коммуникативные навыки.
Во время фронтальных и подгрупповых занятий по развитию связной речи дети часто не могут дождаться очереди ответить, не слушают ответы товарищей, перебивают друг друга. Работа в парах или группах с применением технологии «парные коммуникации» в таких ситуациях является одним из оптимальных вариантов. Использование технологии «Парные коммуникации» позволяет за 10-15 минут предоставить всем возможность рассказать новость, пересказать текст, описать картинку. В процессе работы в парах у каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным, научиться слушать, задавать вопросы, контролировать свои действия, в соответствии с правилами. Кроме того, такой формат выполнения заданий способствует сплочению детского коллектива, каждый ребенок чувствует себя членом команды. Немногословные стеснительные дети ощущают поддержку, у лидеров развивается эмпатия, дети начинают сопереживать, стремятся прийти на помощь, подсказать.
У детей формируется умение высказать свое мнение и отстоять его, развиваются межличностные отношения, активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника, повышается интерес и желание участвовать в работе, формируются условия для самообразования.
Использование технологии «Парные коммуникации» в деятельности логопеда помогает решить не только ряд коррекционных задач, но и помогает развить способность детей к проявлению речевой инициативы, которая предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.
Главное правило поддержки детской инициативы – не делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Согласно принципу интериоризации, каждая способность ребенка сначала появляется в коммуникации с другими детьми, и лишь затем становится индивидуальным приобретением ребенка.
Технологию «Парные коммуникации» можно применять как отдельно взятый инструмент проведения коммуникативной игры, так и последовательно использовать несколько технологий, объединив их каким-либо сюжетом.
Любая педагогическая технология развития коммуникативно-речевых навыков должна определять позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!», тогда будет достигнута ситуация свободного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.
Список литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова.
2. Селевко Г,К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М., 2005, - 354 с.