Хромова Ирина Ивановна
Коррекция произношения у детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики (cеминар-практикум для родителей)
Тема: «Коррекция произношения детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики».
Цель: привлечь внимание родителей к особенностям развития детей с ТНР
Задачи:
- расширить знания родителей о роли мелкой моторики пальцев рук в речевом развитии ребёнка;
Публикация «Коррекция произношения у детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики (cеминар-практикум для родителей)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- формировать умения родителей в развитии мелкой моторики руки;
- создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
План.
1. Вступление: «Взаимосвязь речевого и двигательного развития дошкольников»
2. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук (мастер-класс)
1) Игры с мелкими предметами.
2) Массаж и самомассаж руки.
а)знакомство с приё мами массажа руки:
- с помощью рук
-с помощью различных предметов
б) знакомство с приёмами самомассажа руки.
3) Пальчиковая гимнастика.
А) знакомство с упражнениями для развития кинестетической основы движения руки
Б) знакомство с упражнениями для развития кинетической основы движения руки
4. Подведение итогов.
Вступление
Полноценное развитие личности невозможно без воспитания правильной речи. Речь одна из центральных психических функций. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения и играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.
Исследование детей, имеющих речевую патологию, в большинстве случаев, свидетельствует о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы (у каждого ребёнка степень проявления этих особенностей может быть разная). Это проявляется в виде недостаточной координации сложных движений, неточности, моторной неловкости, отставания от темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
По состоянию здоровья эти дети, как правило соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий и накладывает далеко не положительный отпечаток на его психике.
У таких детей недоразвитие моторных функций проявляется в
запоздании формирования основных двигательных навыков, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания. Существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Также снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами.
Дети, имеющие отставание в развитии мелкомоторных, координационных и речевых функций, как правило, имеют высокий уровень тревожности.
При развитии артикуляционной моторики у ребенка вырабатывается выразительность мимических движений, что проявляется в четкости и правильности звукопроизношения, внятности речи. При стимулировании артикуляционных движений необходимо уделить внимание мелкой моторике рук, так как центры, ответственные за движения руки и артикуляционные зоны губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга вблизи друг от друга.
Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи. Поэтому есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» такой же, как артикуляционный аппарат.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
В нашем детском саду в программу коррекционно-развивающего обучения в логопедических группах включены специальные занятия, способствующие развитию как общей, так и мелкой моторики руки : музыкальное занятие, физкультура, развитие графомоторных навыков, кружок «Прыг-скок».
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
1) Игры с мелкими предметами.
Важным средством развития тонкой моторики служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипуляционная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук. Для развития тонких координационных движений рук можно широко использовать: мозаику, пазлы, лего, конструктор, массажные и малые мячи, резиновые игрушки, палочки, спички, ребристые карандаши, а также различные другие предметы. (при выборе подарков для ребёнка учитывайте его моторные особенности; создавайте условия для того, чтобы ребёнок выбирал эти игры, играйте вместе с ним).
2) Массаж и самомассаж руки.
а)знакомство с приё мами массажа руки:
- зондовый
- ручной
- с помощью различных предметов: орехи, зубная щётка, мячики с различными шипами (резиновые, пластмассовые)
Исходное положение: ребёнок сидит или лежит.
Приё мы массажа: поглаживание, постукивание, прокачивание, пощипывание (при ручном).
Направление массажа:
- от кончиков пальцев до локтевого сустава, от локтевого сустава к кончикам пальцев (по прямой линии, «зигзаг», «спираль»)
б) знакомство с приёмами самомассажа руки (см. «приложение 1»)
3) Пальчиковая гимнастика.
а) Знакомство с упражнениями для развития кинестетической основы движения руки (статические упражнения) – выполнение определё нной позы:
«Птенцы», «Очки», «Тарелка», «Ворота». Выполнение упражнения сопровождается проговариванием.
Например: «Солнышко» :
Пальцы широко раздвину,
Руки так соединю.
Это солнышко с лучами
Рады все его теплу.
б) Знакомство с упражнениями для развития кинетической основы движения руки (см. «Приложение 2»).
Подведение итогов семинара.
Для подведения итогов родителям предлагается анкета со следующими вопросами:
1. Услышанный материал (был труден для понимания, воспринимался нормально, затрудняюсь ответить)
1. Будет ли полезен для Вас полученный опыт по этой проблеме? (да, нет, затрудняюсь ответить).
2. Я смогу использовать полученный опыт в занятиях с ребёнком (систематически, изредка).
Список литературы.
1. Семенович А. В. «Эти невероятные левши», Москва, «Генезис», 2009 год.
2. Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками», Санкт-Петербург, «Каро», 2008 год.
3. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», Москва, «Астрель», 2007 год.
4. Медведева С. А. «Взаимосвязь речевого и двигательного развития дошкольников», по материалам сайта: https://www.academy.edu.by/sites/logoped/recfunkciya.htm
5. Гумерова М. Ф. «Взаимосвязь движений пальцев рук и развитие речи ребёнка», по материалам сайта: https://www.academy.edu.by/sites/logoped/recfunkciya.htm