Получи документы

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Ирина Соловьева
Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему "Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Подготовила Соловьева Ирина Витальевна - воспитатель МБДОУ "Детский сад № 83" г. Чебоксары.

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация «Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии : они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми. Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям.

Актуальность данной статьи выражается в том, что растёт интерес к коррекции агрессивного поведения в самых разных аспектах нашей жизни, вызванный тем, что зачатки агрессивного поведения могут быть подвержены коррекции, особенно, если эта коррекция проводится, начиная с дошкольного возраста.

Тема агрессивности и ранее вызывала интерес психологов. Существуют фундаментальные теоретические исследования, систематизирующие знания о причинах возникновения агрессивного поведения. Авторы - Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Э. Берковиц, А. Бандура, Э. Фромм, М. Алворд, К. Левин, П. С. Немов, Е. К. Лютова, Т. П. Смирнова, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк и др. Но при этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Существует некоторое количество методов коррекции агрессивного поведения дошкольников, это: сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и другие виды арт-терапии. На мой взгляд только комплексная тренинговая работа является одним из наиболее эффективных психокоррекционных методов по снижению детской агрессивности.

Само слово "агрессия" происходит от латинского aggredi, что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему не всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих.

Психологический словарь предлагает следующее определение: "Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности)".

Наряду с понятием "агрессия" в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины "агрессивность" и "агрессивное поведение". Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а так же проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде.

Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту).

Итак, агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. Агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева. Особенно открыто это проявляется в детском возрасте, когда эмоциональная сфера ещё не устойчива.

Характерологические особенности агрессивных детей :

- Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;

- Настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;

- Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;

- Всегда винят окружающих в своём деструктивном поведении;

- В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества) отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;

- Склонны не брать на себя ответственность;

- В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;

- Слабо контролируют свои эмоции;

- Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;

- Не умеют прогнозировать последствия своих действий;

- Положительно относятся к агрессии, т. к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Приведённый выше анализ характерологических особенностей агрессивных детей позволяет выделить основные направления коррекционной работы, а так же придать ей целенаправленный и целостный характер.

Итак, согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, и пр., так и прямой (дети бьют сверстников, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Я подготовила комплекс игровых коррекционно-развивающих занятий, который выстроен с опорой на книгу петербургских психологов – практиков Е. К. Лютовой и Т. Б. Мониной – «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».

В мою комплексную тренинговую программу коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, я так же включила релаксирующие упражнения и упражнения с элементами йоги. Главная идея данной коррекционной тренинговой программы – показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению коррекции поведения детей.

На тренинге использовала релаксирующие упражнения и упражнения с элементами йоги, игры.

Условия проведения тренинга:

1. Желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, а также необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов.

2. Занятия проводятся в кругу. Стулья должны быть удобными, а их число должно соответствовать количеству участников. (Не допускается наличие в кругу свободных стульев и больших промежутков между ними). Стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом.

3. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство (в зависимости от количества участников).

4. Также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового, мяча (его можно заменить мягкой игрушкой). Желательно наличие колокольчика (или другого сигнального инструмента) для обозначения начала и окончания определенного вида работ.

5. Для проведения некоторых упражнений необходим ковер или большой стол.

Структура занятий выглядела следующим образом:

1. Приветствие

Цель: настроить группу на работу, создать общность коллектива. «Здоровалки», «Общий круг».

2. Основная часть (игры, упражнения, проблемные ситуации)

Цель: преодоление агрессивного поведения.

3. Обсуждение (рефлексия)

Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.

4. Релаксация

Цель: снятие напряжения. «Облака», «Улыбка», «Пчёлка» и др.

5. Прощание

Цель: плавное завершение занятия. «Фея сна».

Моя работа по коррекции агрессивного поведения состояла из цикла занятий, в четырех направлениях:

1) обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2) обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

В основной части занятий по коррекции агрессивного поведения детей, на начальном этапе было - обучение отреагированию своего гнева приемлемым способом это нужно для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к терапевту.

Для первой стадии наиболее эффективными являются следующие упражнения:

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

3. Громко спеть любимую песню.

4. Прометать дротики в мишень.

5. Попрыгать на скакалке.

6. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

7. Налить в тазик воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

8. Пускать мыльные пузыри.

9. Устроить «бой» с боксерской грушей.

10. Полить цветы.

11. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

12. Отжаться от пола максимальное количество раз.

13. Сломать несколько игрушек.

14. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

15. Стучать карандашом по парте.

16. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркать его.

17. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.

Далее я формировала у детей способности осознавать свои мышечные и эмоциональные ощущения.

В процессе реализации поставленных задач я выполнила следующие условия:

• предоставила детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом;

• помогла детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь»;

дала возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует»;

• обсудила с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время

Важно, чтобы дети научились осознавать и понимать свой гнев, и далее оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.

Задачей на данной стадии была помощь в плане высвобождения истинных переживаний (боли, обиды, которые часто прячутся за внешним проявлением гнева.

Также необходимо было помочь ребятам изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.

Я использовала психологические приёмы, упражнения, игры, направленные на реализацию коррекционных задач данного направления:

Игра «Маленькое привидение»

Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Игра «Ящик с обидками»

Цель: По средствам активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Игра «Хищники»

Цель: Реализовать потребность в агрессии, снять мышечное напряжение.

Игра «Рвакля»

Цель: Помочь снять напряжение, дать выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Игра «Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Игра «Два барана»

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Игра «Шкала гнева»

Цель: Научить детей различать такие состояния, как раздражение, фрустрация и гнев, с тем, чтобы они могли своевременно предупредить проявления бурных и эмоциональных неконтролируемых реакций.

После этого я перешла к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки:

Игра «Мир без тебя»

Цель: Позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей.

Игра «Сказка»

Цель: Развивать умение говорить о себе без стеснения, оценивать свои лучшие стороны.

Игра «Представь, что ты это можешь»

Цель: Выработка у ребенка уверенности в своих силах.

Игра «Это мое имя»

Цель: Повысить у ребенка уровень самопринятия.

На одном занятии детей познакомила с правилами контроля и управления собственным гневом:

1. Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!».

(Предварительно, для более эффективного усвоения навыка с детьми были нарисованы знаки «СТОП» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквам и написано «СТОП»).

2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

Для особо драчливых детей. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

Так же я формировала умения сотрудничать, сопереживать друг другу в условиях реальной жизни.

Этому способствовали игры, требующие от детей взаимопомощи :

Игра «Скалолаз»

Цель: Развивать навыки невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: Формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Игра «Головомяч»

Цель: Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Игра «Надежное падение (свеча)»

Цель: Формирование чувства единства и взаимного доверия.

Игры, направленные на словесное выражение своего отношения к другому:

Игра «Карикатура»

Цель: Помочь осознать свои личностные качества, дать возможность «посмотреть на себя со стороны».

Игра «Волшебный стул»

Цель: Осмысление ребенком своих положительных качеств, поступков.

Игра «Клубок»

Цель: Формировать чувство близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности и самоценности.

Игра «Пожелание»

Цель: Формировать чувство близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга.

Игра «Комплименты»

Цель: Позволяет детям познать свою индивидуальность.

Так же мы закрепляли умения детей регулировать своё эмоциональное состояние:

Игра «Эмоциональный словарь»

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Упражнение «Волшебные шарики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Игра «Котик»

Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Работа на данном этапе началась с закрепления правил самоконтроля в ролевых играх. Сюжет отходит на задний план, самым главным становится ролевая идентификация. Смысл такой игры заключается в том, что ребенок получает возможность сыграть (а для него - прожить) ситуации «из жизни взрослых» так, как он это понимает. Появляется возможность управлять процессом: выбрать себе нравящуюся роль, отказаться от роли, показать свои лидерские качества – распределить роли между другими детьми.

Во время индивидуальных и совместных бесед я расспрашивала детей о том, в каких ситуациях чаще всего они злятся, и хочется ли им ударить при этом кого-либо, толкнуть, обозвать, испортить чьи-либо вещи и т. п.

Сначала данные ситуации разыгрывались с помощью кукол и мягких игрушек, роли которых озвучивали дети. Затем роли исполняли сами дети без участия игрушек.

Следующим этапом было - формирование у детей конструктивных форм поведения в конфликтных ситуациях.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они при-держиваются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Главным на этом этапе является - научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.

Познакомила детей с различными способами и средствами коммуникации, это игры и упражнения, направленные на развитие способности понимания своего собеседника по выражению лица, жестам, голосу, движениям.

Игра «Интонация»

Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Игра «Липучка»

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечною напряжения, сплочению детской группы.

Игра «Сороконожка»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Игра «Что такое быть злюкой?»

Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия).

Игра «Аэробус»

Цель: Научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей дает уверенность и спокойствие.

Игры, направленные на обучение детей выбирать конструктивные способы поведения. Проблемные ситуации:

- Девочка испортила рисунок у другой девочки;

- Мальчик отнимает машинку у мальчика;

- Девочка разрушила построенный домик из кубиков и т. д.

Завершающим этапом стало - развитие эмпатии у детей, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей, что является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.

В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному).

Я обучала детей различению определенных эмоциональных состояний других детей по особенностям мимики, жестов, движений.

Развивала умения у детей выделять индивидуальные особенности у сверстников не только по их внешнему виду, но и по поведению, характеру общения.

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Игра «Пожелание»

Цель: Формировать чувство близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга.

Игра «Серебряное копытце»

Цель: Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Игра «Мой хороший попугай»

Цель: способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Игра «В тридевятом царстве»

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Игра «Эмоции героев»

Цель: Игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Методы релаксации и медитации показаны не только взрослым, они полезны и детям. Умение расслабиться поможет детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов.

Включая «Релаксационные паузы» в режим дня детского сада, можно быть уверенным, что это благоприятно скажется на нервной системе детей. Так как нервная система дошкольников далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Для формирования эмоциональной стабильности детей важно научить их управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. И занятия йогой так же помогает детям стать уравновешенными и спокойными, научиться концентрироваться.

Таким образом, коррекционная программа основывалась на следующих принципах:

- Внимательное и терпеливое отношение к детям;

- Детям была дана возможность выразить свою агрессию, сместив ее на другие объекты;

- Показ детям личного примера эффективного поведения.

Создавались такие условия для детей, при которых они в каждый момент времени чувствовали, что их любят, ценят и принимают такими, какие они есть.

И именно от соблюдения этих принципов в работе с агрессивными детьми зависела эффективность моей коррекционной программы.

Я также разработала рекомендации родителям и воспитателям агрессивных детей.

Рекомендации родителям и воспитателям для общения с агрессивными детьми :

- Помните, что запрет и повышение голоса - самые не эффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

- Показывайте ребенку личный пример эффективного повеления. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Подводя итог статьи можно утверждать, что дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева. У агрессивных детей :

- сформировалась положительная модель поведения;

- сформировались дружеские взаимоотношения со сверстниками;

- сформировались навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Таким образом, целенаправленное систематичное использование моей комплексной тренинговой программы, снижает агрессивность детей старшего дошкольного возраста, корректирует их поведение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова А. А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c.

2. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками – Методическое пособие – М. Изд. Сфера, 2009г.

3. Баженова О. В. Тренинг эмоционально – волевого развития. Для дошкольников и младших школьников. СПб. : «Речь», 2010г.

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб. : Речь, 2003. - 190 с.

5. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей — Ростов н/Д : Феникс, 2004.

6. Смык Ю. В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения дошкольников : Дис.. канд. психол. наук. - Иркутск, 2004. - 198 c.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем. : в 4-х томах. Т. 1. – М. : Генезис, 2010

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД Актуальность проблемы состоит в том, что в последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную.

Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами «Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами». Береза Т. И Рылова В. П. Детский.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством взаимодействия Актуальность В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной.

Характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам.

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами. 2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Володина Елена Обобщение опыта «Воспитание.

Проктивная методика диагностики агрессивного поведения Описание методики «Hand-test» - проективная методика для полноценного изучения личности. Этот тест изначально опубликован в 1962 году. Задумка.

Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии Опытно-экспериментальная работа по проблеме: «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны МБДОУ «Детский сад № 96» «Все правила достойного поведения давным - давно известны, остановка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 июня 2016 в 21:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД