Папки-передвижки

Консультация «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»

Татьяна Проскурякова
Консультация «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»

Правила поведения во время еды, конечно не придуманы из головы. Все правила имеют свой смысл. правила основаны как на уважении к хозяевам, так и на уважении к окружающим людям. соседям по столу.

Все мы, конечно, давно уже умеем пользоваться и вилкой и салфеткой, и тем не менее, нередко делаем детям замечания: «Доешь все, что на тарелке»,«Убери локти со стола»! «Возьми правильно нож»!

А разве мне все равно, как ест человек? Увы, нет, не все равно! Именно поэтому существуют строгие правила поведения во время еды.

Публикация «Консультация „Организация питания и сервировка стола в ДОУ“» размещена в разделах

Правила не только поведения, но и речи запрещают плохо говорить о еде за общим столом, критиковать блюдо и говорить, что, оно невкусное, тем самым не портить аппетит другим. Нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится это самое главное правило. А можно ли за столом разговаривать?

Сохранять во время еды мертвую тишину, совершенно необязательно,но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, и лишь после этого принимайся за следующий кусок.

«Нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». - И. П. Павлов

Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

Что же такое сервировка стола?

Подготовить стол для приема пищи и значитСервировать стол .

Цель сервировки стола - обеспечить всех необходимыми предметами и создать определенный порядок на столе, Порядок сервировки стола - выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, сидящим за столом,обеспечить наибольшее удобство.

У детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета в режимных моментах. В время о процесса приема пищи происходит формирование таких культурно-гигиенических навыков как мыть руки перед едой; пользоваться салфеткой;правильно сидеть за столом; аккуратно есть;тщательно пережевывать пищу. брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом;

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении пока привычка не закрепилась,

В обязанности воспитателя ДОУ входит обучение ребенка правилам поведения за столом. Оно происходит во время приема пищи и на специально организованных занятиях. Большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями, в процессе приобщения ребенка к столовому этикету. В этом вопросе приобретает первостепенное значение это согласованность действий. Вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками необходимо уже с раннего возраста.

Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.

Формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка с постепенным

усложнением задач.

2 младшая группа (3 -4 года)

• научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

• сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года, салфеткой, полоскать рот после еды.

средняя группа (4 -5 лет)

• совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды.

старшая группа (5 -6 лет)

• закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

• продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

подготовительная к школе группа (6 -7 лет)

• закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.

Формы и методы организации работы с детьми:

1. Словесный

2. Наглядный

3. Практический

плохой аппетит - проблемы ли это с питанием или нет?

Важно выяснить причины возникновения плохого аппетита:

- наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);Ведь воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – достаточно трудное, но выполнимое дело.

* например, при обидах или огорчениях,после большой физической нагрузки или сильных переживаний -ребенок ест без аппетита

*несформированность правильного отношения к еде (отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу или привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда).

*воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):

*эстетически приятная сервировка и подача блюд;удобное расположение столов,

*благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

*разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

*нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита, исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание, ;

*надо обязательно давать неполную норму. тем самым постепенно приучая ребенка к нужной норме в еде.

*оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);

*позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);

*целесообразно педагогу находиться за столом вместе с детьми во время приема пищи.

Пример взрослого имеет огромное значение в работе с детьми. Дети подражают взрослым в действиях и поэтому испытывают потребность в личном контакте со взрослыми,. Исходя из этого, к культуре каждого сотрудника ДОУ предъявляются высокие требования.

Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:

- воспитатель,завтракая и обедая вместе с детьми, демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;

- между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок доверяет взрослому и прислушивается к его словам, тем самым воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества,

Порядок действий по организации приема пищи:

1. Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.

2. Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

3. Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.

4. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.

Организация дежурства

Общие требования:

- дежурство - поручения;

- единство требований со стороны взрослых;

- наличие привлекательной формы для дежурных (фартук,колпачок) и обязательное выполнение гигиенических процедур,

- назначают по 1 дежурному для каждого стола (в зависимости от возраста детей);

- благодарность и поощрение за помощь;

младший возраст:

- сервировка стола под руководством взрослого;

- уборка использованных салфеток;

- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

- составление грязной посуды стопкой в центре стола.

старший возраст:

- сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);

- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

- уборка грязной посуды и использованных салфеток.

Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких как «Накроем кукле стол», «Мишка – именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. Хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружочки маленькие – блюдца, большие круги – тарелки, полоски – вилки, ложки и т. д. Можно почитать и разучить с детьми стихи.

Обязательно нужно помнить. что все блюда разливаются согласно возрастной норме, большие порции способствуют снижению аппетита.

- раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной;

- для детей младшего возраста возможно деление пирожка, булочки пополам (разрезание);

- Положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи, правильная организация питания и сервировка стола -это необходимое условие воспитания.

Публикации по теме:

Первый детский мастер-класс «Работа дежурных по столовой и сервировка обеденного стола»Первый детский мастер-класс «Работа дежурных по столовой и сервировка обеденного стола» Вы думаете, что только взрослые могут проводить мастер-классы и передавать свой опыт окружающим людям? Если вы так думаете, то, несомненно,.

Аппликация «Сервировка стола»Аппликация «Сервировка стола» Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо. Мы бы тут же из людей превратились в дикарей: Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,.

Дидактическая игра «Сервировка стола»Дидактическая игра «Сервировка стола» Цель: Формирование умение правильно сервировать стол. Данное пособие направленно на развитие ориентировки в пространстве с помощью наречий.

Конспект НОД по рисованию для старшего дошкольного возраста «Сервировка стола»Конспект НОД по рисованию для старшего дошкольного возраста «Сервировка стола» Конспект НОД по рисованию для старшего дошкольного возраста "Сервировка стола". Цель: формирование умений у детей рисовать столовые приборы.

Конспект занятия в старшей группе «День труда. Сервировка стола и складывание одежды»Конспект занятия в старшей группе «День труда. Сервировка стола и складывание одежды» Тема: «Сервировка стола и складывания одежды» Цель: Познакомить детей со способами сервировки стола. Задачи: Учить детей сервировать стол.

Конспект занятия «Сервировка стола к чаепитию» с детьми школьного возраста ОВЗКонспект занятия «Сервировка стола к чаепитию» с детьми школьного возраста ОВЗ Конспект занятия «Сервировка стола к чаепитию» с детьми ОВЗ Цель: Научить детей сервировать стол к праздничному чаепитию. Задачи: 1.

Консультация для воспитателей «Организация питания детей второй младшей группы»Консультация для воспитателей «Организация питания детей второй младшей группы» Организация питания детей второй младшей группы Культура питания в детском саду подразумевает воспитание, дети проводят большую часть дня.

Консультация для воспитателей «Салфетка — обязательный элемент сервировки стола» ко Дню сервировки стола на МAAMКонсультация для воспитателей «Салфетка — обязательный элемент сервировки стола» ко Дню сервировки стола на МAAM Организуя беседу на тему «Сервировки стола» с дошкольниками, уделите внимание обязательному элементу сервировки – салфетке. Поговорите о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»
Опубликовано: 5 ноября 2023 в 22:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Проскурякова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД