Татьяна Проскурякова
Консультация «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Правила поведения во время еды, конечно не придуманы из головы. Все правила имеют свой смысл. правила основаны как на уважении к хозяевам, так и на уважении к окружающим людям. соседям по столу.
Все мы, конечно, давно уже умеем пользоваться и вилкой и салфеткой, и тем не менее, нередко делаем детям замечания: «Доешь все, что на тарелке»,«Убери локти со стола»! «Возьми правильно нож»!
А разве мне все равно, как ест человек? Увы, нет, не все равно! Именно поэтому существуют строгие правила поведения во время еды.
Публикация «Консультация „Организация питания и сервировка стола в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Продукты питания
- Сервировка стола
- Темочки
Правила не только поведения, но и речи запрещают плохо говорить о еде за общим столом, критиковать блюдо и говорить, что, оно невкусное, тем самым не портить аппетит другим. Нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится это самое главное правило. А можно ли за столом разговаривать?
Сохранять во время еды мертвую тишину, совершенно необязательно,но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, и лишь после этого принимайся за следующий кусок.
«Нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». - И. П. Павлов
Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
Что же такое сервировка стола?
Подготовить стол для приема пищи и значитСервировать стол .
Цель сервировки стола - обеспечить всех необходимыми предметами и создать определенный порядок на столе, Порядок сервировки стола - выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, сидящим за столом,обеспечить наибольшее удобство.
У детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета в режимных моментах. В время о процесса приема пищи происходит формирование таких культурно-гигиенических навыков как мыть руки перед едой; пользоваться салфеткой;правильно сидеть за столом; аккуратно есть;тщательно пережевывать пищу. брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом;
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении пока привычка не закрепилась,
В обязанности воспитателя ДОУ входит обучение ребенка правилам поведения за столом. Оно происходит во время приема пищи и на специально организованных занятиях. Большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей с родителями, в процессе приобщения ребенка к столовому этикету. В этом вопросе приобретает первостепенное значение это согласованность действий. Вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками необходимо уже с раннего возраста.
Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
Формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка с постепенным
усложнением задач.
2 младшая группа (3 -4 года)
• научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
• сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года, салфеткой, полоскать рот после еды.
средняя группа (4 -5 лет)
• совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды.
старшая группа (5 -6 лет)
• закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
• продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
подготовительная к школе группа (6 -7 лет)
• закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.
Формы и методы организации работы с детьми:
1. Словесный
2. Наглядный
3. Практический
плохой аппетит - проблемы ли это с питанием или нет?
Важно выяснить причины возникновения плохого аппетита:
- наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);Ведь воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – достаточно трудное, но выполнимое дело.
* например, при обидах или огорчениях,после большой физической нагрузки или сильных переживаний -ребенок ест без аппетита
*несформированность правильного отношения к еде (отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу или привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда).
*воспитания положительного отношения к еде (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):
*эстетически приятная сервировка и подача блюд;удобное расположение столов,
*благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;
*разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;
*нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита, исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание, ;
*надо обязательно давать неполную норму. тем самым постепенно приучая ребенка к нужной норме в еде.
*оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);
*позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);
*целесообразно педагогу находиться за столом вместе с детьми во время приема пищи.
Пример взрослого имеет огромное значение в работе с детьми. Дети подражают взрослым в действиях и поэтому испытывают потребность в личном контакте со взрослыми,. Исходя из этого, к культуре каждого сотрудника ДОУ предъявляются высокие требования.
Преимущества совместного приема пищи педагога и детей:
- воспитатель,завтракая и обедая вместе с детьми, демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья;
- между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок доверяет взрослому и прислушивается к его словам, тем самым воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества,
Порядок действий по организации приема пищи:
1. Гигиенические процедуры: валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
2. Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)
3. Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
4. Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.
Организация дежурства
Общие требования:
- дежурство - поручения;
- единство требований со стороны взрослых;
- наличие привлекательной формы для дежурных (фартук,колпачок) и обязательное выполнение гигиенических процедур,
- назначают по 1 дежурному для каждого стола (в зависимости от возраста детей);
- благодарность и поощрение за помощь;
младший возраст:
- сервировка стола под руководством взрослого;
- уборка использованных салфеток;
- раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.
средний возраст:
- составление грязной посуды стопкой в центре стола.
старший возраст:
- сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);
- размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);
- уборка грязной посуды и использованных салфеток.
Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких как «Накроем кукле стол», «Мишка – именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. Хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружочки маленькие – блюдца, большие круги – тарелки, полоски – вилки, ложки и т. д. Можно почитать и разучить с детьми стихи.
Обязательно нужно помнить. что все блюда разливаются согласно возрастной норме, большие порции способствуют снижению аппетита.
- раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной;
- для детей младшего возраста возможно деление пирожка, булочки пополам (разрезание);
- Положительного отношения к еде и формирования навыков приема пищи, правильная организация питания и сервировка стола -это необходимое условие воспитания.