Вдовенко Юлия
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
-Что должны знать и что могут сделать родители, чтобы ребенок с удовольствием и успешно учился?
Приучайте ребенка к умственному труду (совместное чтение книг, заучивание стихов, познавательные беседы и т. д.).
Темочки:
Воспитание успехом — главный путь воспитания. «Успех вскармливает успех», «От похвал возрастает дарование» - говорили мудрые. Но не используйте для похвал преувеличения.
Не взрывайтесь и не обвиняйте ребенка : критика и осуждение может ослабить стимул к учебе.
Предлагайте выход из положения: «Твои оценки по чтению ниже средних, но мы позанимаемся, ты их исправишь».
Не говорите: «Если ты постараешься». Это ударит по уверенности в себе. Тревожность — большой тормоз в успешном учении.
Не путайте лень с медлительностью. Это индивидуальное свойство темперамента, и бороться с ним бесполезно. Надо подстраиваться под ритм и темп ребенка, помочь ему правильно рассчитать время при выполнении задач. Из внешкольных занятий таким детям подойдут занятия, не требующие быстроты реакции (живопись, рукоделие, конструирование.
Старайтесь учить планировать и разбивать работу на несколько частей: сделать что-то от и до, потом передохнуть, снова взяться за дело. Чем меньше ребенок, тем важнее участие взрослого в организации его труда.
Приучите ребенка к мысли, что лучше отдыхать с чувством выполненного долга. Как говорится в русской пословице: " Сделал дело — гуляй смело". Разумно, в зависимости от особенностей вашего ребенка, пользуйтесь принципом академика Павлова : «Лучший отдых — это смена деятельности».
Развивайте уверенность в своих силах, а для этого необходимо спокойнее относиться к неудачам. Есть замечательные слова: «Трудности показывают, на что способен человек». Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий.
Приучайте ребенка систематически готовить домашние задания. Время приготовления уроков должно быть постоянным, это вызывает предрасположенность к умственной работе, и у ребенка таким образом вырабатывается установка. Ребенок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто не должно его отвлекать.
- Формирование учебной активности.
В школе основным источником развития выступает учебная деятельность.
Именно через нее у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.
Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности - освоение позиции школьника :
умение слышать учителя - не только воспринимать то, что говорит учитель, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника : умение выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя.
наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями - желание и старании всеми силами выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого, но не бросать его.
умение не только отвечать, но и выслушивать других - нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка. Важно и умение слушать то, что скажет одноклассник, иначе материал урока будет восприниматься с большим трудом.
! Фундамент для формирования и проявления позиции ученика в школе - особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы. Оптимальное взаимодействие в семье обеспечивает ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т. е. между «надо» и «хочу».
Волевая готовность ребенка к школе.
В школе ребенка ждут не только друзья, игры и развлечения. Некоторые родители, стремясь «подготовить» малыша к встрече со школой, забывают рассказать ему, что учеба - это еще и напряженная работа. И ребенок должен делать не только то, что ему хочется, но и то, что требуют учитель, школьный режим, программа.
До шести лет происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок уже способен поставить цель, составить план, оценить результат своего действия. Конечно, все это происходит не совсем осознанно и определяется продолжительностью процесса действия. Но укрепить волевое знание о себе поможет игра. Родители, которые это понимают, способны в период домашней работы превратить квартиру в палубу корабля, космодром, больницу, где определенные задачи выполняются с удовольствием, без угроз и насилия. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия, поэтому он может целенаправленно выучить стих, отказаться от игры ради выполнения какой-либо «взрослой» задачи, способен побороть страх перед темной комнатой, не заплакать от ушиба. Это важно для развития гармонической личности.