Седова Наталья Владимировна
Конспект занятия по развитию речи «Родник» в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
"Конспект занятия по развитию речи: «Родник» в старшей группе"
Цель: развитие связной речи детей;
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ";
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Родник“ в старшей группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родник. Все о родниках для детей
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять представления об особенностях композиции рассказа, учить
использовать при пересказе образные художественные средства;
- учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с
различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом);
Развивающие:
- расширять представления детей о природе;
- развивать коммуникативные способности детей, приучать детей к самостоятельности суждений;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать сверстников, замечать ошибки в их
высказываниях и умение тактично о них говорить;
Материал к занятию: картинки с изображением родника, картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной, запись песни «Живи, родник, живи» в исполнении Сергея Беликова.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Доброе утро, дети. Отгадайте загадку.
Он бьет фонтаном из земли.
Впадает в русло он реки.
Из недр земных он к нам проник.
И все зовут его.
Ответ: Родник
Воспитатель: - Знаете ли вы, что такое родник? Кто может объяснить, что такое родник?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, это водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; хочу вам напомнить, что наш детский сад называется «Родничок», а еще, ребята, родники стали символом самых дорогих для нас вещей - отчего дома, края, где ты вырос, Родины. Недаром у слов Родина и родник общий корень. Про родник еще можно сказать ключ. Есть такое выражение «вода бьет ключом». Как вы понимаете это выражение?
Ответы детей.
Воспитатель: (на экране телевизора показывает картинки с изображением родника) – Внимательно послушайте отрывки рассказа К. С. Паустовского «Родник в мелколесье).
«…Шли мы с лесником по мелколесью… В мелколесье деревца всех
пород — ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно… Здесь
каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной
жизнью и потому особенно заметны и милы.
Кое-где во мху попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода
в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было
увидеть, как из глубины оконца все время поднимается тихая струя и
в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
— Родник! — сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел
на дно неистово барахтавшийся жук. — А Волга тоже начинается из
такого оконца…
— А вот этот самый родник. Я это слово давно обдумываю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! — повторил он.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера
заключались в этих словах…»
Воспитатель (задает вопросы).
1. О чем говорит нам писатель в этом рассказе?
2. Как рассказ начинается и чем заканчивается?
3. Каким показан родник?
4. Какие слова и выражения вам больше всего запомнились и понравились?
Воспитатель. Кто сможет сказать, о чем вам рассказал писатель Паустовский?
Заслушиваются два-три рассказа.
Воспитатель: - Вы интересно и выразительно рассказали о роднике. Давайте еще раз припомним, какой был родник? Какими словами можно о нем сказать? Дети: Чистый, прозрачный, холодный.
Воспитатель: - Какая была вода в роднике?
Дети: Холодная, прозрачная, чистая.
Воспитатель. Что еще можно назвать «холодным»? Про что мы скажем «холодный»?
Дети: Снег, лед, воздух, ветер.
Воспитатель. А что можно назвать «холодная»?
Дети: Зима, снежинка, сосулька, льдинка.
Подвижная игра «Ручейки и озеро».
Ход игры: раздать детям голубые шарфики. Дети строятся друг за другом в колонну, по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему- это «ручейки». По сигналу «Ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегут, не мешая одна другой. По сигналу «Озеро!» все команды, взявшись за руки, образуют круг - «Озеро».
Дети:
Мы теперь ручейки
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Воспитатель: - Становитесь в круг опять
Будем снова мы играть. (Игра проводится 2 раза)
Воспитатель. Послушайте отрывок про родник из стихотворения
А. Барто «Игра в слова».
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут не причем).
Воспитатель: - Холодный, журчащий, прозрачный — это река или ручей? А быстрая, чистая, серебристая — это ручей или река?
Знайте, в роднике вода чистая, прозрачная. А как сказать, что вода очень чистая, то какое слово мы подберем?
Дети: чистая, чистейшая.
Воспитатель: У слова «ключ» очень много значений, какие ключи вы знаете?
Дети: дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный, разводной.
Воспитатель читает стихотворение:
Много есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ - дверной. (Д. Лукич)
Словесная игра: «Составьте предложение»
Воспитатель: - Составьте предложения со словом «ключ».
Ответы детей.
Рефлексия.
Воспитатель: - Молодцы! Что нового вы узнали о воде? Что такое родничок? Откуда бьют родники? Почему надо трепетно и бережно относится к воде, роднику? Как сохранить воду в роднике чистой?
Воспитатель вместе с детьми слушают песню «Живи, родник, живи», которую исполняет Сергей Беликов.