Наталья Агапова
Эссе «Размышление о воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Размышление о воспитании
Люди часто задаются вопросом, что такое воспитание? Я считаю, что воспитание — это становление личности путем воздействия на нее общественных факторов. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.
Говорят, дети – цветы жизни. Мы умиляемся, когда видим маленьких детей, но большинство из нас не представляет, что воспитание детей – это тяжелый труд и требует выдержки. Говоря о воспитании, невольно задумываешься, сможешь ли ты воспитать ребенка порядочным и развитым человеком. Мне кажется, родители в первую очередь должны быть опорой для своих детей, ведь это самые близкие люди.
Публикация «Эссе „Размышление о воспитании“» размещена в разделах
На улице очень часто можно слышать, как молодые родители разговаривают со своими детьми. И часто, к сожалению, можно услышать нецензурную брань. Говорит ли это о не правильном воспитании родителей? Безусловно да. Самые близкие люди, с которых дети берут пример, от которых учатся правилам поведения в обществе, дают отрицательный пример воспитания.
Все дети балуются, хулиганят и резвятся. Так они познают мир. Иной раз, ребёнок даже не понимает, что, так или иначе поступать не стоит. Как мама считаю, что ему просто нужно доходчиво объяснить, что так делать не стоит, рассказать поучительную историю, почитать хорошую, добрую книгу.
Как воспитателю, мне очень нравятся принципы воспитания детей по
Л. Выготскому. Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
В своей практике я использую основные идеи Л. Выготского:
• так называемую теорию зон ближайшего развития ребёнка, т. е. не требую невозможного и ставлю цели, которые ребенок может достичь в своем возрасте;
• дети в группе играют в свободные, творческие игры, что позволяет развивать мышление, память, воображение;
• создаю среду, в которой главная задача взрослых помогать развиваться ребенку;
• своём детском коллективе я стараюсь научить ребят выстраивать взаимоотношения и взаимодействия, чтобы можно было получить примеры, образцы, убедиться в своей успешности, а дальше - быть самостоятельным.
Главное – жить с детьми совместной деятельностью тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относиться так, как хочу, чтобы они относись ко мне.
Без сомнения, базовое образование дети получают в школе, где на уроках педагоги находят новые формы и методы обучения, новые технологии, но часто не затрагивают духовного и творческого развития ребенка. Именно дошкольное образование призвано восполнить недостающие звенья в процессе гармоничного развития личности.
Искусство быть воспитателем в детском саду также многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит; и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель — это мудрец, к которому дети идут за советом.
Воспитатель должен, тактично направлять и регулировать свободную деятельность ребенка в нужные моменты, раскрыть задатки, скрытые в его внутреннем мире. Он сможет направить ребенка на самопознание, саморазвитие, самосовершенствование.
Детский мир намного интереснее и богаче, чем мир взрослого. В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Детей нельзя воспитывать по-детски. Ребёнок играет ту роль, которую ему предоставляют обстоятельства. Небольшая роль растит скромного человека, масштабная роль растит большую, великую личность.
Воспитание для ребенка — это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый.
Надо жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, быть справедливыми, упорными, правдивыми. Попробовать взглянуть на мир его глазами, и начать удивляться всему, как он.
В процессе воспитания человек получает все необходимые знания и понятия, которые нужны ему при жизни, и которые также всегда укажут ему правильный путь развития собственных убеждений и взглядов.
Поэтому и ответственность за воспитание несем вместе. Все мы, и родители, и педагоги, мечтаем, чтобы наши дети и воспитанники выросли замечательными, умными и успешными людьми. Я считаю, если между родителями и воспитателями существует взаимопонимание, поддержка, если они шагают нога в ногу, держа за руки ребенка, то тогда вырастают замечательные дети - гордость родителей, воспитателей и замечательный человек нужный обществу.
Воспитание – творческий процесс, и в зависимости от того, как мы к нему подойдём, зависит весь результат в целом.