Валентина Вильчинская
Размышление об игрушке
Немало усилий было приложено исследователями игрушки для того, чтобы дать ей определение. Но мы его до сих пор не имеем. Слишком большая роль игрушки в жизни и развитии ребёнка. Порой ребёнок не просто играет с игрушкой, он играет с игрушкой, как с партнёром. В наше время в продаже большой выбор игрушек. Покупая игрушку, задумываемся ли мы над тем, чему она научит ребёнка. Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли его игрушка? Какие воспоминания останутся о ней, когда наш малыш вырастет? Вспоминаем ли мы любимые игрушки из своего детства? Купим ли мы своему ребёнку такую же игрушку? Вопросов много. Но не всегда есть ответ. Нельзя забывать о том, что игрушка должна чему – то научить ребёнка, пробуждать в нём только радостные, тёплые чувства. Очень часто мы замечаем, что ребёнок не играет в игрушки, а предпочитает предметы быта или деревянные кубики, оставшиеся после ремонта. Я где - то читала как одна воспитательница, много лет проработавшая в детском доме, рассказывала о том, что дети чаще играли в тряпичные игрушки, которые она шила сама, хотя там было много других игрушек. Почему, спрашивала она. И сама давала ответ на свой вопрос. Игрушка, сделанная из дерева твёрдая и тёплая, а самодельная кукла из ткани – тёплая и мягкая. Пальчики ребёнка касаются не безжизненной пластмассы или холодного металла, а тёплого натурального материала.
Публикация «Размышление об игрушке» размещена в разделах
К большому сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у другого ребёнка», яркую, броскую, дорогую или дешёвую. Очень часто при оценке игрушки мы руководствуемся лишь степенью восторга, которую игрушка вызывает у ребёнка. Но ведь радость и восторг могут вызвать игрушки недоброкачественные и даже вредные. Но редко кто из нас задумывается: какие качества воспитает она в нём, чему научит.
Вот как выбирала игрушки для своего внука, Александра, очень знаменитая бабушка – Екатерина II.
«По сию пору игрушки, кои даваны детям, служили к умножению их знаний, и через оныя познакомились они со многими в свете вещами…».
«Полезно будет детям вдруг не давать более одной вещи, и когда захотят иметь других, тогда отбирать первую».
«Буде чего будет просить со слезами или с упрямством, то запрещать им давать.».
«После семи лет, буде захотят новых игрушек, то пусть сами сделают или помогают делать».
Может это и правильно. Требование, которые мы должны предъявлять к детской игрушке, очень разнообразны, но все они должны найти своё обоснование в той воспитательной роли, которую мы отводим игрушке.
Из всех предметов обстановки, из всего окружающего игрушка воздействует сильнейшим образом на все стороны личности ребёнка, на его развитие в целом. Она учит ребёнка не только нежности, любви, красоте, но и зарождает в нём новые эмоции. С другой стороны, на игрушке он может приучиться поверхностно чувствовать, менять свои симпатии, находить удовольствие в грубом, пошлом, безобразном. Я понимаю, что, то или иное воздействие игрушки на ребёнка зависит не только от её свойств, но прежде всего от нашего с вами руководства. И мы, педагоги, стараемся не навредить ребёнку. Зовём на помощь родителей. Мы знаем, что различные типы игрушек имеют различную воспитательную ценность, так как одни из них приспособлены преимущественно к развитию моторики, другие – к проявлению и упражнению комбинаторских способностей, третьи – зарождению и развитию эмоций, четвёртые – чувства юмора. Одни и те же игрушки при воспитании различных детей даже одного пола и возраста, в зависимости от их индивидуальных особенностей и условий жизни, приобретают различное значение. И мы понимаем, в каких бы условиях, и какому бы ребёнку ни была предложена игрушка, она должна удовлетворять некоторым основным общим требованиям. Эти требования различного порядка: гигиенического, педагогического, эстетического.
Мне кажется, что игрушка всё ещё ждёт своих исследователей. А вы со мной согласны?