Дарина Коньшина
Коммуникативные базовые предпосылки для становления речи
▼ Скачать + Заказать документы
Всё чаще специалисты слышат от родителей детей раннего возраста: «Он у меня не говорит!» И действительно, проблема неговорящих детей в возрасте до 3х лет нарастает и приобретает масштабные размеры. Увидеть говорящего фразами ребёнка в возрасте 2х лет становится удивительной редкостью… Почему?
Конечно причин много и сказать определённо, что влияет больше всего возможности нет. Итак:
-Прорыв в медицине (выхаживание сильно недоношенных детей);
Публикация «Коммуникативные базовые предпосылки для становления речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
-Переизбыток сенсорной информации с предметами, не имеющими определённой семантики : нереальные объекты, которые нельзя обобщить с подобными: развивающие коврики, бизиборды, нереальные существа. У ребёнка не формируется связь предмет-слово (организация предметно-развивающей среды). Нет условий поиска сенсорных стимулов – слишком много «готовых» игрушек, всё можно купить! Если раньше была кукла в одном платье, а хотелось много платьев, появился мотив – нужно другое платье. Дальше идёт анализ – из чего я могу сделать платье – нужна ткань, оценивался материал, размер, форма, свои возможности (сшить сложно) – в итоге самое доступное отрезать часть носка (которая для голени) и вот оно платье. И также с мебелью – оценивается форма, размер, качества предметов;
-Влияние гаджетов (перегрузка слухового восприятия, заглушение речи визуально-слуховыми шумами, такая речь не связана с предметом, с опытом ребёнка);
-Недостаток непосредственного взаимодействия (живого общения) с мамой, близким взрослым.
Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком (Психологический словарь)
Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии (С. Л. Рубинштейн)
Сейчас рассмотрим подробнее, что же необходимо для становления речи? Какие процессы и функции необходимы для появления речи? РЕЧЬ – психическая функция, поэтому для успешного появления речи нужны сформированные на достаточном уровне когнитивные способности: мышление, память, внимание, зрительное восприятие и т. д. РЕЧЬ – это ещё и моторные движения органов артикуляции, переключения с одной артикуляционной позы на другую. Поэтому нужны общие моторные умения, ручной праксис, способность переключаться с одного движения на другое, умение владеть своим телом, чувствовать его. РЕЧЬ – это средство коммуникации. Для взаимодействия с другим человеком нужна мотивация, потребность к речи (коммуникативные доречевые предпосылки).
Основная функция речи – это коммуникация. Это значит, что для появления речи нужен коммуникативный мотив. Любая успешная деятельность, успешна только тогда, когда есть мотив. Тут остановимся подробнее. Ведь мотив первичен к речи.
Первая коммуникация – это просьба. Такая просьба отражает необходимость удовлетворения физиологических потребностей: голод, дискомфорт (мокро, холодно, больно, а также эмоциональных: чувство безопасности при непосредственном физическом и эмоциональном контакте с мамой и возникает в форме крика у младенца. Именно криком ребёнок выражает просьбу. При этом крик у ребёнка становится дифференцированным. Структура коммуникации выглядит так : крик (мотив, потребность в еде, ребёнок голоден и поэтому кричит об этом) - появление мамы (ответная реакция на коммуникацию, на крик приходит мама) - мама кормит ребёнка (удовлетворение потребности и результат коммуникации). Важно – уже на этом этапе, если просьбы ребёнка (крик) игнорируются, мотивация к речи уже снижена!
Основные коммуникативные предпосылки :
- Просьба (для выражения просьбы ребёнок должен владеть имитацией и сопоставлением)
- Совместное внимание (сюда же и совместная деятельность, кооперация – поочерёдные действия ребёнок-взрослый)
- Информирование – привлечение внимания взрослого, не находящегося в зоне происходящего.
Рассмотрим каждую из них. Чтобы появилась просьба, ребёнок должен владеть имитацией и сопоставлением. Первая имитация – это хватание предмета, простая манипуляция с ним (трясти погремушку).
Ребёнок оценивает эмоциональное подкрепление от мамы и связывает его с действием. Далее по сути это подражание действиям взрослого – мама показывает как катать машину – ребёнок выполняет, ставить кубик на кубик, катать мячик, стучать молоточком. После этого ребёнок уже может показывать глаза на себе, нос и другие части тела. И наконец, ребёнок способен подражать действию «пока», «тшш», «нельзя». И это уже уровень коммуникативных жестов, ребёнок может выразить своё отношение к ситуации. Сюда же относится имитация действий в стихотворных знакомых стишках: мишка ногою топ, прилетели на головку сели, сорока-ворона.
Навык сопоставления необходим для выделения ЖЕЛАЕМОГО предмета из окружающей обстановки, то есть, если ребёнок просит «дай», то он подразумевает конкретный желаемый предмет, а не любой находящийся в его зоне видимости.
Совместное внимание. Часто мы можем наблюдать у детей такую ситуацию: ребёнок видит желаемый предмет, но моторно взять его не может, он начинает вокализировать (призывает на помощь взрослого, обращает на себя внимание). Или увидев кошку, активно вокализирует, чтобы вместе порадоваться этому событию, разделить свои впечатления. Позже здесь появляется указательный жест. Ребёнок способен выделить из среды нужный ему предмет, указать на него, чтобы взрослый понял, что ему нужно и дал желаемый объект.
Информирование. Что это? Приведём пример, ребёнок уронил стакан и пролил воду из него в одной комнате, мама находится в другой. Он поднимает этот стакан и бежит к маме, сообщая ей, что там мокро. Либо, например, когда-то мама предупреждала или демонстрировала опасность сосулек на крыше, ребёнок, видя их через некоторое время на прогулке, предупреждает маму жестом или словом «ай-ай!», демонстрируя своё беспокойство.
Именно коммуникативные предпосылки формируют мотивацию к речи! Мотив – фундамент становления любой деятельности, в том числе и речи.