Получи документы

Комплексный подход в развитии детей дошкольного возраста

Сусанна Карагулян
Комплексный подход в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Краснодарский край

г. Армавир

МАДОУ №21

"Комплексный подход в развитии детей дошкольного возраста"

Карагулян С. С.

2022 г

Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Содержание

1. Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя.

2. Учите детей правильно говорить.

3. Речевое развитие.

Публикация «Комплексный подход в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

4. Развитие связной активной речи у детей Младшего возраста.

5. Развитие выразительной речи у дошкольников.

6. Использование технических средств обучения для развития речи у детей.

Развитие речи ребенка — это основной процесс в его жизни, именно он поможет малышу в дальнейшем при общении и познании всего нового.

1. Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь — это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить — в этом-то и вся сложность. Говорить — это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

Выделить главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи, очень трудно и потому, что человеческая речь — явление сложное и многослойное. Мы считаем, что ребенок плохо говорит, когда у него плохая дикция или когда он не может ответить на простой вопрос, когда не в состоянии рассказать о том что с ним только что произошло, когда мало и не охотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать словом многие предметы или действия и т. п. Очевидно, перечисленные недостатки отражают разные стороны недоразвития речи и могут не совпадать: ребенок порой плохо произносит (или не произносит вовсе)многие звуки, но правильно по смыслу отвечает на вопросы взрослого, и сам задает не менее интересные, очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом легко и охотно беседует с близкими взрослыми и т. п. Поэтому говорить о развитии (или недоразвитии) речи вообще невозможно.

2. Учите детей правильно говорить.

Речь, как таковая не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания.

И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психологического и личностного развития ребенка.

Развивать речь ребенка не включая ее в ту или иную деятельность невозможно. Задача воспитателя при развитии речи детей — не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но использовать речь как необходимое средство той или иной деятельности — игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений и пр. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства — речи.

Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство — общение с окружающими людьми.

Работали мы над созданием условий для организации этих игр с детьми в детском саду, помогло посещение выставки. Мы стремились обучить детей действовать с персонажами театра: мягкими игрушками, плоскостными деревянными, пальчиковыми и др. При отборе литературных произведений для инсценирования руководствовались, прежде всего «Программой воспитания и обучения в детском саду», учитывая возраст детей.

В ходе консультаций, бесед, подсказали родителям, как можно направлять развитие театральных игр на детей. Рекомендовали приобретать диски с записями литературных произведений, игровые материалы, учить действовать с ними.

Советовали родителям шире использовать семейные торжества для развития творческих способностей ребенка, на таких праздниках дети могут читать стихи, шутки, инсценировать выступление.

В результате проведения педагогической работы среди родителей по вопросам руководства игровой деятельностью, дети стали общительнее, их движения — более выразительные, они умеют занять себя, играют длительное время, в играх появились интересные сюжеты, что свидетельствует о развитии творчества, самостоятельности ребят.

Однако зачастую нужно продолжать так же настойчиво и целенаправленно, особенно с теми родителями, которые не до конца осознали важность игровой деятельности.

«Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания. Будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах и соединении слов в предложениях результат работы мышления, успехи познавательной работы человека, и таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе».

(К. Маркс)

3. Речевое развитие.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности детей на занятиях, а так же в игровой и трудовой деятельности, повседневной жизни.

Учёными разработана система речевых занятий в разных возрастных группах детского сада: она органически включает в себя все аспекты речевого развития (фонетику, лексику, грамматику).

Развитие связной речи, неотделимо от воспитания её звуковой культуры. Такие элементы как темп, сила голоса, дикция, интонационная выразительность, по-разному влияют на связность изложения текста. Если речь ребенка убыстренная, дикция не развита, он плохо произносит отдельные звуки, проглатывает окончания слов, то и речь его непонятна для окружающих, её нельзя назвать связной. Если дошкольник к тому же владеет интонационной выразительностью, он говорит монотонно, не может отделять одного предложения от другого. Детей обязательно нужно учить чувствовать правильную речь, интонацию, просьбы, грусти, радости, удивления. Тогда мы будем легче излагать задуманное.

4. Развитие связной активной речи у детей Младшего возраста.

Особую роль при построении связного высказывания играют упражнения по синтаксису. Дети придумывают окончание предложения, начатого воспитателем. Так на прогулке можно задавать вопросы: Какая сегодня погода? Что делают на улице люди? Такие вопросы стимулируют употребление прилагательных и глаголов.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения.

Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами.

Учитывая опыт работы старших групп, зная как не хватает детям умения и знания по высказыванию своих мыслей, малого словарного запаса, мы планируем предварительную работу по обучению рассказыванию.

Первый этап этой работы — работа по обучению детей разговорной речи.

Младший возраст — это возраст эмоций. Учу детей разговаривать через художественное слово. Дети очень любят потешки с действиями про пальчики или про ножки.

«Зашагали ножки топ-топ-топ,

прямо по дорожке топ-топ-топ».

Очень хорошо развивает речь у детей наблюдение. Гуляя зимой по участкам, любуемся пейзажем. Уже через пол-года больше половины детей отвечают на вопросы и в обычной жизни и на занятиях, широко и осмысленно пользуются глаголами и прилагательными. Работаем с детьми по развитию связной речи и не забываем и о работе с родителями в этом направлении. Мы просим родителей тщательно следить за своей речью, т. к. дети великие подражатели взрослых.

Работая систематически и в разных направлениях по развитию связной речи добиваюсь того, что у детей значительно расширяется кругозор и запас знаний об окружающей жизни, появляется интерес к книгам, слову и, конечно же увеличивается словарь детей. Теперь они могут правильно рассказать сказку или рассказ.

Речь обогатилась прилагательными, наречиями, образными выражениями. Решающими условиями и предпосылками развития ребенка являются :

1. Стимулирующая среда.

2. Возможность активного речевого проявления. Дошкольник должен не только слушать речь, но и, прежде всего говорить сам.

3. Образец речи взрослого.

4. Использование правильных методов.

5. Общее воздействие всех факторов, влияющих на ребенка.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы и грамматически изменяет слова: ковёр — ковров, шёл — пошёл, играл — играли — играла.

Надо проводить игровые упражнения, с помощью которых дети учатся правильно согласовывать слова в предложении.

Например, в процессе упражнения «Загадка» дети при определенной родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов.

- Отгадайте, о ком эти слова — о собаке, или щенке: пушистая добрая, весёлая и т. д. ?

Важно. Чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность и чтобы они в результате получили образец правильной речи.

Дети любят играть в игры со словами, например: ищут слова, которые одинаково звучат, но имеют различное значение (омонимы, которые по разному звучат, но обозначают одно и то же (синонимы). Они любят состязаться в том, кто припомнит больше слов с противоположным значением (антонимы). Любят слушать и имитировать звуки, издаваемые предметами, животными, музыкальными инструментами, различать высоту, силу, длительность звучания. Им нравится подражать словам, выражениям. Словесным оборотам, они повторяют считалочки, чисто говорки.

5. Развитие выразительной речи у дошкольников.

В процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающий жизнь, прививает любовь к искусству. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивать речь.

Один из показателей художественно-речевого развития детей — образность их речи, умение выразительно читать и рассказывать. Большое внимание нужно уделять выразительности детского исполнения. Например, прослушивание знакомой сказки развивает и значительно обогащает речь ребенка, способствует закреплению в его памяти известных сказочных оборотов, выражений, сравнений, способствует запоминанию детских песенок, исполняемых каким-либо персонажем. Вслушиваясь а различные интонации, дети затем стараются подражать им при пересказе, в драматизации. Речевая образность развивается как во время слушания, заучивания наизусть художественных текстов, так и при выполнении специальных творческих заданий.

Речевой этикет тесно связан с характером человека. Освоение ребенком правил речевого поведения способствует формированию положительных качеств личности.

Невозможно представить себе образованного человека без высоко развитой речевой культуры. Родной язык является ключом к познанию окружающей среды, важнейшим средством воспитания всесторонне развитой личности.

Одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возрастая является развитие связной речи. Связное высказывание отражает уровень умственного и эмоционального развития ребенка, показывает, насколько он владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем.

Уже на занятиях в младшей группе мы ставим задачу — развитие связной речи. Я начала работу с пересказа хорошо знакомых литературных произведений, сказок, рассматривания картин и игрушек.

В начале большинство детей лишь включались в пересказ сказки, т. е. повторяя одно-два слова или целое предложение. Вызывая детей на хоровые ответы и индивидуальные. Радовалась сама и поощряла детей.

На занятии по рассматриванию картин, игрушек, предметов, добиваюсь чтобы дети выполняли различные фонематические, грамматические и лексические упражнения, а затем ставлю над ними задачу, направленную на обучение рассказыванию. Например, дети рассматривают куклу и учатся правильно называть предметы ее одежды, что она будет делать дальше. Даже если рассказ состоял из одного или двух предложений, это уже связное высказывание.

От названия отдельных признаков и конкретных качеств предметов, переходили к ответам на наиболее обобщенные вопросы: какой мишка (пушистый, мягкий, коричневый) — говорили дети.

Подводила детей к тому, чтобы они от ответов на отдельные вопросы переходили к связному высказыванию. Например, рассматривая картину «Катаемся на санках», задаю вопрос: «Какое время года здесь изображено?». «Зима» - ответ. Ввожу новое задание: «Зимой холодно, а летом?» - Тепло. «Один мальчик на картине большой, а другой?» - Маленький. Эти упражнения помогли детям легче усвоить слова с противоположным значением зима-лето, тепло-холодно, упал-встал, большой-маленький и тем более, что эти словами хорошо знакомы. Такие простые упражнения в дальнейшем подводят детей к восприятию других, более сложных значений слов.

На последующих занятиях даю для рассматривания игрушки, предметы, где дети называли их качества, сравнивали их, употребляя уже знакомые слова с противоположным значением.

Даже односложные ответы подводят детей к описанию игрушки, а это является необходимым условием для дальнейшего, более сложного самостоятельного описания с названием качества действий.

При планировании занятий в младшей группе не забыла и о звуковой культуре речи, которая является основной задачей.

Систематические занятия, в которых все задачи были тесно взаимосвязаны, помогли детям овладеть высоким уровнем рассказывания, пересказывания. Важнейшим условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа.

И хочется верить, что все это поможет нашим ребятам успешно овладеть программой старших групп. Учить ребенка рассказывать это значит — формировать его связную речь. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. Перед нами стоят такие основные задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной и полной законченностью, не отвлекаясь от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Занятия по картинке развивают речь, мышление. У ребенка иногда бывает много слов, но их не связывает с предметами. При помощи картинки или книжки-картинки взрослые помогают детям узнавать и называть предметы, уточняя и обогащая речь ребенка. Читая рассказы, очерки, стихотворения, рассматривая картинки к ним, родители не только помогают детям глубже понять содержание прочитанного, но и способствуют развитию детского воображения, дают толчок к самостоятельному творчеству, к игре.

Родители так же могут использовать в занятиях с детьми художественные открытки, картинки из старых книг и журналов, картинки лото.

Рассказы взрослых по картинке должны помогать ребенку целеустремленно рассматривать картинку, глубже понимать ее содержание, лучше чувствовать художественные особенности и правильно описывать свои впечатления.

Вопросами и советами взрослые помогают детям наблюдать и правильно называть отдельные элементы картинки. А так же устанавливать связь между ними. При обобщении в небольшом рассказе по содержанию картинки дети нуждаются и в образе, описание картинки, данное матерью или отцом, служит таким образом.

6. Использование технических средств обучения для развития речи у детей.

Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали нравственному воспитанию ребенка. Ребенок посредством воспитателя усваивает богатство и красоту родного языка. Разумеется сам воспитатель должен знать и любить родной язык, повседневно совершенствовать свою речь. Недопустимо в разговоре с детьми употреблять просторечные выражения, профессиональные термины, непонятные детям.

Чтение перед воспитателем и детьми знакомых стихотворений, чтение в лицах, подбор близкого ребенку материала, знакомство с персонажами, помогали преодолевать трудности в обучении выразительной речи.

Выразительность речи детей во многом зависит от подбора материала. Воспитателям нужно систематически записывать в тетрадь стихи, отрывки художественных произведений, потешки, поговорки, пословицы, собирая таким образом богатый материал, связанный с праздниками, временами года и др. При творческом отношении воспитателя у детей рано появляется интерес к художественному слову.

Выразительно читать стихи и рассказывать сказки, мы учит даже детей младших групп. Опытный педагог может развить у 4х, 5ти ребят сознательную и самостоятельную интонацию. В свободное время от занятий мы предлагаем детям рассказать сказку или прочесть стихотворение. При этом прислушивались к интонации, к силе голоса, к тому, как дети произносят звук, какова мелодия речи. Отмечаем недостатки речи, обдумываем, как её исправлять.

Разучивая стихотворения, добиваемся, чтобы дети сознательно запоминали содержание, помогаем усвоить последовательность событий.

Особое внимание мы обращаем на выразительное чтение при первом знакомстве с произведением. Чтобы выразительность была у детей сознательной, естественной, а не только подражательной, мы перед разучиванием произведения, коротко характеризуем персонажей, отмечаем яркие черты характера человека, повадки животного, рассказываем о событиях, вызывая в воображении ребенка образ персонажа.

Разучивая сказку С. Маршака «Кошкин дом», читаем её несколько раз, частями. Каждый раз, вспоминая ранее прочитанное, характеризуем персонажи: кошка самодовольная хвастливая, безразличная к чужому горю. В конце сказки кошка поняла свою вину. Указываем детям, что в начале сказки тон у кошки хвастливый, а в конце — виноватый, просящий. Такие пояснения помогают детям читать выразительно соответствующее место в тексте сказки.

На одну роль оказывается иногда несколько желающих. Они читают отрывки по очереди, и дети обсуждают, у кого получается лучше.

Сказку «Кошкин дом» мы инсценировали не однажды. Предварительно посмотрели сказку в кино и послушали по радио. Зрителями первого спектакля были дети младшей и средней группы. Артистов похвалила заведующая и дети. Это воодушевило ребят, и последующие выступления прошли с еще большим успехом. Хорошее чтение во многом зависит от правильного дыхания. Мы учим детей набирать воздух во время звуковых пауз: если таких пауз долго нет, показываем, как набирать воздух через нос, не нарушая выразительности и темпа чтения.

Стремясь повысить интерес детей к выразительному чтению, мы чаще практикуем часы развлечений, приглашаем детей других групп.

Прежде всего стараемся заинтересовать детей темой. Так, готовясь к вечеру «Четыре времени года», побеседовали с детьми о сезонах, велели им подобрать дома картинки и стихотворения сначала о зиме, потом о весне и т. д.

Вечер походил на праздничный концерт. Стихотворения и сказки надолго запомнились не только участникам, но и зрителям. Много творчества вложили педагоги.

В течение года мы организовываем вечера на разные темы, например, «Моя мама», «Кем быть», «Любимые сказки», «Здравствуй весна» и т. д.

Интересен был вечер «Мы любим трудиться». Устроили его летом, после того, как вырастили свой огород и цветник. Участвуют все дети. Каждый учит стихотворение или выполняет какую-нибудь роль в сказке. Все приготавливают детали костюмов. На этом вечере ясно видно, что все дети подготовительной группы могут научиться выразительно, читать и рассказывать.

Богатейшие возможности умственного, нравственного и эстетического воспитания заложены в обучении детей восприятию книги, которая расширяет представления ребенка о мире, знакомит с природой, с окружающей действительностью, дает возможность почувствовать выразительность родного языка. Знакомство с книгой мы осуществляем в основном на занятиях по развитию речи. В содержание этих занятий входит ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора, обучение пересказу, выразительному чтению стихов наизусть, потешек и на этой основе простейших видов детского словесного творчества. На занятиях по развитию речи применяются различные методы обучения и воспитания в зависимости от учебно-воспитательных задач, от учебно-художественного материала, с которым знакомят детей.

Наряду с этим мы применяем технические средства обучения, они усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала.

Динамичность, красочность, яркость картинок, показ которых сопровождаем выразительным чтением, вызывают у детей эмоциональные переживания, создает предпосылки к эстетическому воспитанию.

Чтобы научить детей инсценировать, драматизировать при просмотре фильмов нацеливаем внимание детей на интонационную выразительность исполнения. Занятия приобретают форму игры. У детей появляется желание как можно больше вспомнить стихотворений, выразительней прочитать их, придумать интересную загадку.

Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки, тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это речедвижение, работа мышц, органов речи.

Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных навыков

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками»Мастер-класс «Комплексный подход в организации и проведении «оздоровительно-игрового часа» с дошкольниками» 30 января 2018 года на базе МБДОУ № 120 состоялась первая в этом учебном году Методическая мастерская по направлению «Физическое развитие.

Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексный подход в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2022 в 12:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексный подход в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сусанна Карагулян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД