Ольга Ефремова
Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми арушениями в системе здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Учитель-логопед: Ефремова Ольга Викторовна
МБДОУ д\с №5»Теремок» г. Железноводска.
"Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями в системе здоровье сберегающих технологий"
Публикация «Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми арушениями в системе здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Использование здоровьесберегающей технологии в работе с детьми позволяет решить несколько задач:
- способствует повышению речевой активности;
- развивает речевые умения и навыки;
- снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
- активизирует познавательный интерес;
-улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить мелкой моторики. По умелости детский рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга.
Тренируя пальцы мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников – развиваем и языковой аппарат. Работа с детьми дает тогда положительные результаты, когда проводится планомерно в системе. Вся работа по развитию мелкой моторики у детей строится по принципу «от простого к сложному», и ведется с младшей группы и до выхода детей в школу.
Хочу представить Вашему вниманию некоторые наиболее интересные на мой взгляд приемы работы по развитию мелкой моторики :
1. Пальчиковые игры.
Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональны их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и, помимо развития речи, способствуют развитию творческой деятельности.
Как разновидность игр с пальчиками - упражнения типа «Повтори движение» :
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки – повторить фигуру. Усложнение задания в том, что ребенку необходимо зеркально отразить фигуру (ведь взрослый сидит напротив, если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом. Так легче копировать положение пальцев руки.
2. Логопедический массаж.
Это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
3. Игры с крупой.
Эти игры не только развивают мелкую моторику рук малыша, но и фантазию, мышление, это отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.
Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).
1. Насыпаем. Возьмите несколько тарелочек или других емкостей. Пусть ребенок насыпает крупу в тарелки. Он может делать это как пальчиками, так и с помощью ложки. Обратите внимание малыша на то, что в одной тарелке много крупы, в другой – мало, в третьей – ничего нет. Сравнивайте количество: больше, меньше, одинаково.
2. Дождик. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Когда пересыпаете, покажите ребенку, что можно поднимать тарелку выше и ниже. Послушайте, как она шумит. Поиграйте в игру «Дождик» : пусть ребенок наберет в горсть крупу, поднимет ручку и высыпает крупу, имитируя то, как капает дождик. Для данной игры лучше взять фасоль или горох, чтобы ее легче было убирать.
3. Дорожки. Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домки.
4. Заполняем формочки. Возьмите любые формочки, поставьте их на ровную поверхность и предложите ребенку заполнить их внутри крупой.
5. Игры с пинцетом. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины. Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.
6. Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.
7. Спрячьте в емкости с крупой какой-либо предмет. Пусть ребенок нащупает его и угадает – что спрятано. Можно искать предмет и приговаривать:
4. Игры с бросовым материалом.
Поделки из бросового материала.
В ходе таких игр развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Игры с бросовым материалом:
- Игры с пробками
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.
- Игры с шишкой
Катание шишки между ладонями:
- Игры со спичками или счетными палочками
- Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними…
- Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.
- Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.
- Поделки из бросового материала: из бутылок, коробок, фантиков, пробок, проволоки и т. д.
5. Игры с бельевыми прищепками.
В результате таких игр, помимо развития мелкой моторики, усиливается контроль за выполняемыми движениями, идет развитие речевого дыхания.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:
6. Криотерапия.
Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Движения пальцев начинают формироваться в большем объеме, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, в следствие чего лучше развивается двигательная зона.
Методика:
1. Лед в миске (кубики) дети перебирают руками (начинают с 10 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (таз с теплой водой, бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лед. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
2. Проводятся растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем, любая пальчиковая гимнастика.
3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок. Сортировка шишек, шариков, поглаживание разного материала (шерсть, шелк, ситец, наждак).
7. Рисование песком.
Структура этого природного материала успокаивает нервную систему, помогает расслабиться и действует на человека благотворно.
Данные занятия рисования песком рекомендуется детям с 4,5 лет.
Создание рисунков на песке помогает малышам концентрировать внимание и память, развивать творческое воображение и мышление, у детей происходит развитие всех познавательных процессов.
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу мелкий просеянный песок (либо манку или муку) на любой гладкой поверхности.
Проведите по крупе пальцем. Получится яркая контрастная линия.
Учите ребенка рисовать. Пусть изобразит солнышко, елочку, домик с крышей, простой орнамент. Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, правой или левой рукой, или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Строгих запретов и правил в ходе рисования песком нет.
8. Работа с ножницами.
Манипуляции с ножницами отлично развивают мелкую моторику.
Это любого вида вырезания: по контуру, симметричное, из бумаги, сложенной в несколько раз.
Необходимо помнить, что, развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению. Воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость, что так немаловажно для детей. А также я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий, позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье детей.
Важнейшим аспектом развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие у него мелкой моторики и координации движений пальцев и кистей рук. Необходимость развития активных мелких движений получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятель-ности детского мозга, психики детей, их речевого и физического развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Например, исследования, проведенные Л. В. Фоминой и М. М. Кольцовой, доказывают, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние не только на речевое развитие, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Важно подчеркнуть также, что недоразвитие мелкой моторики у детей в школьном возрасте обязательно приведет к трудностям усвоения навыка письма.
Недостаточное развитие функциональных возможностей рук может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного сос-тояния ребёнка в школе, трудностям усвоения навыка письма, микро- и макро-графии. Поэтому в дошкольном возрасте, и особенно у детей с речевыми нарушениями, очень важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости и графических навыков.
При комплексном развитии мелкой моторики необходимо учитывать три основных общедидактических принципа, а именно принципы системности и комплексности, а также принцип индивидуального и дифференцированного подхода к детям.
Принцип системности опирается на представление о том, что двигательный акт обеспечивается работой сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поломка одного из компонентов нарушает функцию всей системы. В связи с этим развитие мелкой моторики предполагает воздействие на все ее компоненты.
Согласно принципу системности, все направления работы (а именно формирование статической и динамической координации, переключаемости, одновременности, отчетливости движений, зрительно-пространственной организации движений, тактильных и графических навыков) должны реализовываться во взаимосвязи.
Логопедическая работа должна носить также комплексный характер и предполагать не только развитие мелкой моторики руки детей, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. Принцип комплексности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.
Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к детям предполагает учет речевых, психофизических и личностных особенностей каждого ребенка. Это обусловлено разным уровнем сформиро-ванности двигательных качеств, различным состоянием речи детей.
Организация занятий должна предполагать особое внимание к детям, которые имеют более низкий уровень развития мелкой моторики. Каждый ребенок должен вовлекаться в выполнение посильных для него двигательных задач. Осуществляя дифференцированный подход в обучении, следует варьировать содержание, сложность и объем заданий, предлагаемых детям.
Работа с детьми проводится два раз в неделю на специально организованных логопедических занятиях продолжительностью 15-20 минут. Структура каждого занятия строится следующим образом.
Как видно, обязательной частью каждого занятия является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами. Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.
Следующей составляющей частью логопедического занятия являются задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде всего, работа со спичками, счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим мелкими предметами, работа с разнообразным материалом: – бумагой, песком, пластилином и др.
Развитие тактильных ощущений осуществляется также посредством определения предметов на ощупь. Помимо собственно развития мелкой моторики, в процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны, учится различать предметы по форме, определяет величину предмета, учится их словесно обозначать, что позволяет обогащать словарь ребенка.
Структура логопедического занятия, направленного на комплексное развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи.
Далее также на каждом занятии руки ребенка к овладению письмом нами проводятся разнообразные графические упражнения, для чего используются различные варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров и прописей. Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с основными инструментами (альбомом, тетрадью, линейкой, простым и цветными карандашами). Различные дидактические задачи в данных заданиях, уровень сложности которых повышается от занятия к занятию, способствуют не только формированию графомоторных навыков, но и расширению активного словаря детей, формированию и закреплению у них обобщающих понятий, побуждают ребенка к развернутому связному высказыванию.
И, наконец, для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятии используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Мы учим детей различным приемам: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию, активным и пассивным движениям ладоней и пальцев. В качестве расслабляющих используются элементы психогимнастики, которые сопровождаются стихотворными текстами. В таких упражнениях происходит автоматизация различных звуков, развитие способности к переключению, дифференцированию силовых и пространственных параметров движения.
Виды заданий, направленных на комплексное развитие мелкой моторики дошкольников на логопедическом занятии.
№ Название Виды заданий Время Примечание
1 2 3 4 5
1. Вводные упражнения. «Весёлая зарядка для пальчиков» «Ножницы», «Лягушки», «Шалаш», «Замок», «Пианино», «Колечки», «Мячик», «Ломик» и др. 3-5
мин. Дети выполняют по 3 упражнения 3-4 раза. Каждое упражнение сопровождается стихотворением.
2. Тактильные упражнения «Чудесный мешочек», «Живые руки», упражнения со спичками, пуговицами, мозаикой, бумагой, песком, пластилином и др.
3-5
мин. Одни задания выполняются детьми с закрытыми глазами, другие - с различным мелким или природным материалом
3. Графические упражнения Используются различные варианты штриховок, лабиринтов, прописей узоров, контурных изображений и др. 5-10 мин. Каждому ребенку раздаются образцы заданий и карандаши, ставятся дидактические и игровые задачи
4. Расслабляющие упражнения Разминание и растирание ладоней и пальцев, комплексы «На озере», «В лесу», «Деревья на ветру» и др. 2-3
мин. Дети обучаются приемам самомассажа, напряжения и расслабления кистей пальцев рук
В целом, результаты работы показывают высокую эффективность предложенного подхода к развитию мелкой моторики. У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения.
Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.
Список литературы.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, Астрель, 2006. - 319 с.
2. Гаврина, С. Е. Готовим руку к письму. 360 упражнений / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М. : Олма-пресс, 2001. - 64 с.
3. Громова, О. Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики / О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. - М. :Гном-Пресс, 2002. - 65 с.
4. Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи / В. П. Дудьев // Дефектология. - 1999. - №4. - С. 50-54.
5. Киселева, Г. А. Книжка-учишка для детей 4-6 лет: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков: вып. 3 / Г. А. Киселева. - М. : Книголюб, 2003. - 56 с.
6. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - М. : Сага, 2002. - 224 с.
7. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2005. - 192 с.
8. Мальцева, И. В. Упражнения для пальчиков / И. В. Мальцева. - М. : Карапуз, 2002. - 20 с.
9. Петров, А. В. Игротека «Наши руки» обучает и воспитывает: Методическое пособие / А. В. Петров. - Великий Новгород :НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.
10. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М. : АСТ, Астрель, 2004. - 127 с.
11. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. - М. : МГПИИЯ, 1971. - С. 36-40.
12. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками - развиваем речь : Пособие для родителей, воспитателей детских садов, врачей, студентов-медиков / В. В. Цвынтарный. - М. : ЦП, 2002. - 32 с.
13. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.