Получи документы

«Жирафик-повторяфик». Комплекс упражнений для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков

Титкова Анастасия Петровна
«Жирафик-повторяфик». Комплекс упражнений для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков
▼ Скачать + Заказать документы

Правильно сформированная речь ребенка является залогом успеха его будущего. Это важнейшее условие полноценного и всестороннего развития ребёнка, прирожденный дар и задаток благополучного общения. К 5-6 годам ребёнок, как правило, овладевает всеми звуками родного языка, исключением в некоторых случаях являются лишь сонорные звуки. На сегодняшний день наблюдается тенденция возрастания детей с тяжелыми нарушениями речи, которым необходима помощь учителя-логопеда.

Публикация «„Жирафик-повторяфик“, Комплекс упражнений для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков» размещена в разделах

Одним из важнейших этапов при построении логопедических занятий – является мотивационный этап. Умение вызвать интерес ребенка к занятиям с логопедом. Иногда просто необходимо сопровождать занятие каким-либо героем мультфильма или сказки, знакомой игрушкой для создания благоприятного эмоционального фона ребенка. Данный комплекс упражнений сопровождается очень солнечным и красивым животным «Жирафиком-повторяфиком», который приходит на занятие в качестве героя и помогает детям выполнить комплекс упражнений, направленный на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, развитие артикуляционной моторики, развитие переключаемости и точности движений, развитие фонематических представлений о звуках. Герой назван так неспроста, так как в каждом упражнении он просит повторить определённое действие (кинестетические движения, артикуляционные уклады, слоговые дорожки и слова, в зависимости от цели и задач, поставленных учителем-логопедом на занятии.

Данный комплекс упражнений преследует несколько целей:

1) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих и шипящих звуков;

2) развитие межполушарного взаимодействия;

3) дифференциация свистящих и шипящих звуков;

4) развитие устойчивости и переключения внимания.

Комплекс упражнений состоит из нескольких подразделов, которые направлены на выполнение определё нных задач:

1. Артикуляционная гимнастика для свистящих и шипящих звуков.

Задачи: а) укрепление мышц артикуляционного аппарата, улучшение подвижности органов артикуляции;

б) удержание необходимых артикуляционных поз, в зависимости от постановки звука;

в) увеличение амплитуды движений;

г) уменьшение напряженности органов артикуляции;

д) подготовка ребёнка к правильному звукопроизношению.

2. Нейропсихологические дорожки.

Задачи: а) развитие тонкой моторики рук - возможность точности выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;

б) развитие переключаемости и точности движений;

в) повышение общей подвижности ребёнка.

3. Автоматизация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж].

Задачи: а) введение поставленного звука в слоги.

б) правильное произношение свистящих и шипящих звуков.

4. Дифференциация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж].

Задачи: а) развитие слуховой дифференциации свистящих и шипящих звуков;

б) закрепление произносительной дифференциации;

в) формирование фонематического анализа и синтеза.

5. Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах.

Задачи: а) введение поставленного звука в слова;

б) развитие фонематического восприятия;

в) развитие переключаемости артикуляционного аппарата.

Описание разделов комплекса упражнений с Жирафиком- повторяфиком.

В зависимости от построения занятия учитель-логопед сам выбирает нужный для него комплекс упражнений.

Начало выполнения упражнений может сопровождаться приветствием:

1) «Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие зашёл в гости «Жирафик-повторяфик». Ему очень нужна ваша помощь. Жирафик заблудился и не может вернуться домой, пока не выполнит задания, давайте поможем ему. Выполним задания вместе с ним!»

2) «Здравствуйте ребята! Сегодня на занятие к нам пришёл очень удивительный и необычный герой. Но узнаете вы о нем, если правильно отгадаете загадку:

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан».

1. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. (Фото 1).

Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком-повторяфиком упражнения.

Упражнение «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Упражнение «Орешки».

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки».

Упражнение «Часики».

Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).

Упражнение «Качели».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Упражнение «Иголочка».

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был острым, как жало.

Упражнение «Киска сердится».

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении язык на счет от 1 до 10.

Упражнение «Катушка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, шубы и нижняя челюсть были неподвижными.

Упражнение «Расчёска».

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причёсывая (5-6 раз).

2. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. (Фото 2).

Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком-повторяфиком упражнения.

Упражнение «Бублик».

Зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.

Упражнение «Часики».

Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).

Упражнение «Качели».

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.

Упражнение «Чистим зубки»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние или верхние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение «Маляр».

Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

Упражнение «Лопата».

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Упражнение «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении от1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

Упражнение «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу, и убрать в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

Упражнение «Фокус».

Из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3*1 см.) или кусочек ватки, и сдуть её. Выполнить 2-3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

3. Нейропсихологические дорожки. (Фото 3,4,5 в качестве образца).

Инструкция для детей: пройди с Жирафиком-повторяфиком по дорожкам одновременно двумя руками.

На каждое занятие можно выбрать несколько упражнений из данного раздела. Инструкцию можно видоизменить (*сначала пройти правой рукой по дорожкам, затем левой, потом одновременно).

4. Автоматизация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж] (Фото 6,7 в качестве образца).

Инструкция для детей: повтори вместе с Жирафиком-повторяфиком слоговые дорожки. Нажимай пальчиком на каждый слог и четко произноси его. (*можно закрывать слоги листиками, камушками, фишечками и называть их).

Автоматизация звука [c].

СА-СА-СА АС-АС-АС

СО-СО-СО ОС-ОС-ОС

СУ-СУ-СУ УС-УС-УС

СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС

СЭ-СЭ-СЭ ЭС-ЭС-ЭС

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

Автоматизация звука [з].

ЗА-ЗА-ЗА АЗ-АЗ-АЗ

ЗО-ЗО-ЗО ОЗ-ОЗ-ОЗ

ЗУ-ЗУ-ЗУ УЗ-УЗ-УЗ

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ ЫЗ-ЫЗ-ЫЗ

ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ ЭЗ-ЭЗ-ЭЗ

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ АЗ-ОЗ-УЗ-ЫЗ-ЭЗ

Автоматизация звука [ш].

ША-ША-ША АШ-АШ-АШ

ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ

ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ

ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ

ШЭ-ШЭ-ШЭ ЭШ-ЭШ-ЭШ

ША-ШО-ШУ-ШЫ-ШЭ АШ-ОШ-УШ-ЫШ-ЭШ

Автоматизация звука [ж].

ЖА-ЖА-ЖА АЖ-АЖ-АЖ

ЖО-ЖО-ЖО ОЖ-ОЖ-ОЖ

ЖУ-ЖУ-ЖУ УЖ-УЖ-УЖ

ЖИ-ЖИ-ЖИ ИЖ-ИЖ-ИЖ

ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ ЭЖ-ЭЖ-ЭЖ

ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ-ЖЭ АЖ-ОЖ-УЖ-ЫЖ-ЭЖ

5. Дифференциация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж] (Фото 8,9 в качестве образца).

Инструкция для детей: повтори вместе с Жирафиком-повторяфиком слоговые дорожки. Нажимай пальчиком на каждый слог и четко произноси его. (*можно закрывать слоги со свистящими звуками зелеными листиками, а слоги с шипящими звуками желтыми листиками.

Дифференциация звуков [с]/[ш].

СА-ША-СА-ША АС-АШ-АС-АШ

СО-ШО-СО-ШО ОС-ОШ-ОС-ОШ

СУ-ШУ-СУ-ШУ УС-УШ-УС-УШ

СЫ-ШИ-СЫ-ШИ ЫС-ИШ-ЫС-ИШ

СЭ-ШЭ-СЭ-ШЭ ЭС-ЭШ-ЭС-ЭШ

Дифференциация звуков [з]/[ш].

ЗА-ЖА-ЗА-ЖА АЗ-АЖ-АЗ-АЖ

ЗО-ЖО-ЗО-ЖО ОЗ-ОЖ-ОЗ-ОЖ

ЗУ-ЖУ-ЗУ-ЖУ УЗ-УЖ-УЗ-УЖ

ЗЫ-ЖИ-ЗЫ-ЖИ ЫЗ-ИЖ-ЫЗ-ИЖ

ЗЭ-ЖЭ-ЗЭ-ЖЭ ЭЗ-ЭЖ-ЭЗ-ЭЖ

Дифференциация звуков [с]/[з].

СА-ЗА-СА-ЗА АС-АЗ-АС-АЗ

СО-ЗО-СО-ЗО ОС-ОЗ-ОС-ОЗ

СУ-ЗУ-СУ-ЗУ УС-УЗ-УС-УЗ

СЫ-ЗЫ-СЫ-ЗЫ ЫС-ИЗ-ЫС-ИЗ

СЭ-СЭ-СЭ-СЭ ЭС-ЭЗ-ЭС-ЭЗ

Дифференциация звуков [з]/[ж].

ЗА-ЖА-ЗА-ЖА АЗ-АЖ-АЗ-АЖ

ЗО-ЖО-ЗО-ЖО ОЗ-ОЖ-ОЗ-ОЖ

ЗУ-ЖУ-ЗУ-ЖУ УЗ-УЖ-УЗ-УЖ

ЗЫ-ЖИ-ЗЫ-ЖИ ЫЗ-ИЖ-ЫЗ-ИЖ

ЗЭ-ЖЭ-ЗЭ-ЖЭ ЭЗ-ЭЖ-ЭЗ-ЭЖ

6. Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах (Фото 10 в качестве образца).

Инструкция для детей: повтори вместе с Жирафиком-повторяфиком слова. Нажимай пальчиком на каждое слово и четко произноси его. (*можно также закрывать слова листиками, либо фишечками). Упражнения направлены на переключаемость органов артикуляционного аппарата и отработку слоговой структуры слов.

Автоматизация звука [c].

1) СОБАКА-СОРОКА-СОБАКА-СОРОКА-СОРОКА-СОБАКА-СОРОКА;

2) СОЛНЦЕ-СОКОЛ-СОЛНЦЕ-СОКОЛ-СОКОЛ-СОЛНЦЕ-СОЛНЦЕ-СОКОЛ;

3) СУМКА-СУНДУК-СУМКА-СУМКА-СУНДУК-СУНДУК-СУМКА;

4) СЫР-СЭР-СЫР-СЭР—СЭР-СЫР-СЫР.

Автоматизация звука [з].

1) ЗАЯЦ-ЗУБР-ЗАЯЦ-ЗУБР-ЗУБР-ЗАЯЦ-ЗАЯЦ-ЗУБР;

2) ЗАВОД ЗАМОК-ЗАВОД-ЗАМОК-ЗАМОК-ЗАВОД;

3) ЗАРЯДКА-ЗАКЛАДКА-ЗАКЛАДКА-ЗАРЯДКА-ЗАРЯДКА-ЗАКЛАДКА;

4) ГЛАЗА-ГОРОЗА-ГОРОЗА-ГЛАЗА-ГЛАЗА-ГРОЗА.

Дифференциация звуков [c] / [з].

1) КОСА-КОЗА-КОСА-КОЗА-КОЗА-КОСА-КОЗА

2) ГРОЗА-РОСА-ГРОЗА-РОСА-РОСА-ГРОЗА-РОСА

3) ЗВЕЗДА-СЕСТРА-ЗВЕЗДА-СЕСТРА-СЕСТРА-ЗВЕЗДА;

4) КАСЕТА-ГАЗЕТА-КАСЕТА-ГАЗЕТА-ГАЗЕТА-КАСЕТА;

Дифференциация звуков [c] / [ш].

1) МЫШКА-МИСКА-МИСКА-МЫШКА-МЫШКА-МИСКА;

2) САЛАТ-ШПИНАТ-ШПИНАТ-САЛАТ-САЛАТ-ШПИНАТ;

3) СОК-ШОК-СОК-СОК-ШОК-ШОК-СУК-ШОК-СУК;

4) СУНДУК-ШУРУП-ШУРУП-СУНДУК-СУНДУК-ШУРУП;

Дифференциация звуков [ш] / [ж].

1) ЖАБА-ШЛЯПА-ШЛЯПА-ЖАБА-ЖАБА-ШЛЯПА-ЖАБА;

2) ЛОЖЕЧКА-КОШЕЧКА-КОШЕЧКА-ЛОЖЕЧКА-ЛОЖЕЧКА-КОШЕЧКА;

3) МОРЖ-КОВШ-КОВШ-МОРЖ-МОРЖ-КОВШ-КОВШ;

4) УЖИ-УШИ-УШИ-УШИ-УЖИ-УЖИ-УШИ-УЖИ.

Данный комплекс упражнений можно использовать и в качестве домашних заданий для детей. Выполнение заданий, предложенных в комплексе упражнений, позволит быстрее и легче добиться автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также закрепить навыки, полученные на логопедическом занятии.

Таким образом, комплекс упражнений может послужить в качестве дидактического пособия для занятий учителя логопеда, а также для детей и их родителей.

В дальнейшем планируется пополнение данного комплекса различными другими упражнениями, которые также будут служить наглядным пособием на занятиях с учителем-логопедом.

Публикации по теме:

Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуковИспользование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков Алексеенко О. Ю. Воспитатель логопедической группы, МАДОУ д/с №369 г. Новосибирск. «Использование логопедических дорожек для отработки.

Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок»Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков [р]-[р’] «Весёлый грузовичок» «Весёлый грузовичок» Дидактическая игра для автоматизации и дифференциации звуков Р, Р’. Автор: Игнатьева О. В. учитель-логопед СП «Детский.

Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуковДидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков Дидактический материал по автоматизации и дифференциации звуков. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня хочу рассказать Вам о дидактическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Жирафик-повторяфик». Комплекс упражнений для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 10:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Жирафик-повторяфик». Комплекс упражнений для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков» (включая файлы) размещена пользователем Титкова Анастасия Петровна (УИ 703893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД