Титкова Анастасия Петровна
«Жирафик-повторяфик». Комплекс упражнений для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Правильно сформированная речь ребенка является залогом успеха его будущего. Это важнейшее условие полноценного и всестороннего развития ребёнка, прирожденный дар и задаток благополучного общения. К 5-6 годам ребёнок, как правило, овладевает всеми звуками родного языка, исключением в некоторых случаях являются лишь сонорные звуки. На сегодняшний день наблюдается тенденция возрастания детей с тяжелыми нарушениями речи, которым необходима помощь учителя-логопеда.
Публикация «„Жирафик-повторяфик“, Комплекс упражнений для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Жираф. Все о жирафах для детей
- Темочки
Одним из важнейших этапов при построении логопедических занятий – является мотивационный этап. Умение вызвать интерес ребенка к занятиям с логопедом. Иногда просто необходимо сопровождать занятие каким-либо героем мультфильма или сказки, знакомой игрушкой для создания благоприятного эмоционального фона ребенка. Данный комплекс упражнений сопровождается очень солнечным и красивым животным «Жирафиком-повторяфиком», который приходит на занятие в качестве героя и помогает детям выполнить комплекс упражнений, направленный на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, развитие артикуляционной моторики, развитие переключаемости и точности движений, развитие фонематических представлений о звуках. Герой назван так неспроста, так как в каждом упражнении он просит повторить определённое действие (кинестетические движения, артикуляционные уклады, слоговые дорожки и слова, в зависимости от цели и задач, поставленных учителем-логопедом на занятии.
Данный комплекс упражнений преследует несколько целей:
1) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих и шипящих звуков;
2) развитие межполушарного взаимодействия;
3) дифференциация свистящих и шипящих звуков;
4) развитие устойчивости и переключения внимания.
Комплекс упражнений состоит из нескольких подразделов, которые направлены на выполнение определё нных задач:
1. Артикуляционная гимнастика для свистящих и шипящих звуков.
Задачи: а) укрепление мышц артикуляционного аппарата, улучшение подвижности органов артикуляции;
б) удержание необходимых артикуляционных поз, в зависимости от постановки звука;
в) увеличение амплитуды движений;
г) уменьшение напряженности органов артикуляции;
д) подготовка ребёнка к правильному звукопроизношению.
2. Нейропсихологические дорожки.
Задачи: а) развитие тонкой моторики рук - возможность точности выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
б) развитие переключаемости и точности движений;
в) повышение общей подвижности ребёнка.
3. Автоматизация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж].
Задачи: а) введение поставленного звука в слоги.
б) правильное произношение свистящих и шипящих звуков.
4. Дифференциация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж].
Задачи: а) развитие слуховой дифференциации свистящих и шипящих звуков;
б) закрепление произносительной дифференциации;
в) формирование фонематического анализа и синтеза.
5. Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах.
Задачи: а) введение поставленного звука в слова;
б) развитие фонематического восприятия;
в) развитие переключаемости артикуляционного аппарата.
Описание разделов комплекса упражнений с Жирафиком- повторяфиком.
В зависимости от построения занятия учитель-логопед сам выбирает нужный для него комплекс упражнений.
Начало выполнения упражнений может сопровождаться приветствием:
1) «Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие зашёл в гости «Жирафик-повторяфик». Ему очень нужна ваша помощь. Жирафик заблудился и не может вернуться домой, пока не выполнит задания, давайте поможем ему. Выполним задания вместе с ним!»
2) «Здравствуйте ребята! Сегодня на занятие к нам пришёл очень удивительный и необычный герой. Но узнаете вы о нем, если правильно отгадаете загадку:
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан».
1. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. (Фото 1).
Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком-повторяфиком упражнения.
Упражнение «Заборчик».
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
Упражнение «Орешки».
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки».
Упражнение «Часики».
Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).
Упражнение «Качели».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
Упражнение «Иголочка».
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был острым, как жало.
Упражнение «Киска сердится».
Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении язык на счет от 1 до 10.
Упражнение «Катушка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, шубы и нижняя челюсть были неподвижными.
Упражнение «Расчёска».
Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причёсывая (5-6 раз).
2. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. (Фото 2).
Инструкция для детей: Повтори за Жирафиком-повторяфиком упражнения.
Упражнение «Бублик».
Зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.
Упражнение «Часики».
Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла в другой: «Тик-так, тик-так» (10-12 раз).
Упражнение «Качели».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) удерживать под счёт от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
Упражнение «Чистим зубки»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние или верхние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «Маляр».
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
Упражнение «Лопата».
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счёт от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
Упражнение «Чашечка».
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении от1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
Упражнение «Вкусное варенье».
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу, и убрать в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
Упражнение «Фокус».
Из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3*1 см.) или кусочек ватки, и сдуть её. Выполнить 2-3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.
3. Нейропсихологические дорожки. (Фото 3,4,5 в качестве образца).
Инструкция для детей: пройди с Жирафиком-повторяфиком по дорожкам одновременно двумя руками.
На каждое занятие можно выбрать несколько упражнений из данного раздела. Инструкцию можно видоизменить (*сначала пройти правой рукой по дорожкам, затем левой, потом одновременно).
4. Автоматизация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж] (Фото 6,7 в качестве образца).
Инструкция для детей: повтори вместе с Жирафиком-повторяфиком слоговые дорожки. Нажимай пальчиком на каждый слог и четко произноси его. (*можно закрывать слоги листиками, камушками, фишечками и называть их).
Автоматизация звука [c].
СА-СА-СА АС-АС-АС
СО-СО-СО ОС-ОС-ОС
СУ-СУ-СУ УС-УС-УС
СЫ-СЫ-СЫ ЫС-ЫС-ЫС
СЭ-СЭ-СЭ ЭС-ЭС-ЭС
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ АС-ОС-УС-ЫС-ЭС
Автоматизация звука [з].
ЗА-ЗА-ЗА АЗ-АЗ-АЗ
ЗО-ЗО-ЗО ОЗ-ОЗ-ОЗ
ЗУ-ЗУ-ЗУ УЗ-УЗ-УЗ
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ ЫЗ-ЫЗ-ЫЗ
ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ ЭЗ-ЭЗ-ЭЗ
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ АЗ-ОЗ-УЗ-ЫЗ-ЭЗ
Автоматизация звука [ш].
ША-ША-ША АШ-АШ-АШ
ШО-ШО-ШО ОШ-ОШ-ОШ
ШУ-ШУ-ШУ УШ-УШ-УШ
ШЫ-ШЫ-ШЫ ЫШ-ЫШ-ЫШ
ШЭ-ШЭ-ШЭ ЭШ-ЭШ-ЭШ
ША-ШО-ШУ-ШЫ-ШЭ АШ-ОШ-УШ-ЫШ-ЭШ
Автоматизация звука [ж].
ЖА-ЖА-ЖА АЖ-АЖ-АЖ
ЖО-ЖО-ЖО ОЖ-ОЖ-ОЖ
ЖУ-ЖУ-ЖУ УЖ-УЖ-УЖ
ЖИ-ЖИ-ЖИ ИЖ-ИЖ-ИЖ
ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ ЭЖ-ЭЖ-ЭЖ
ЖА-ЖО-ЖУ-ЖЫ-ЖЭ АЖ-ОЖ-УЖ-ЫЖ-ЭЖ
5. Дифференциация в слогах звуков [с], [з], [ш], [ж] (Фото 8,9 в качестве образца).
Инструкция для детей: повтори вместе с Жирафиком-повторяфиком слоговые дорожки. Нажимай пальчиком на каждый слог и четко произноси его. (*можно закрывать слоги со свистящими звуками зелеными листиками, а слоги с шипящими звуками желтыми листиками.
Дифференциация звуков [с]/[ш].
СА-ША-СА-ША АС-АШ-АС-АШ
СО-ШО-СО-ШО ОС-ОШ-ОС-ОШ
СУ-ШУ-СУ-ШУ УС-УШ-УС-УШ
СЫ-ШИ-СЫ-ШИ ЫС-ИШ-ЫС-ИШ
СЭ-ШЭ-СЭ-ШЭ ЭС-ЭШ-ЭС-ЭШ
Дифференциация звуков [з]/[ш].
ЗА-ЖА-ЗА-ЖА АЗ-АЖ-АЗ-АЖ
ЗО-ЖО-ЗО-ЖО ОЗ-ОЖ-ОЗ-ОЖ
ЗУ-ЖУ-ЗУ-ЖУ УЗ-УЖ-УЗ-УЖ
ЗЫ-ЖИ-ЗЫ-ЖИ ЫЗ-ИЖ-ЫЗ-ИЖ
ЗЭ-ЖЭ-ЗЭ-ЖЭ ЭЗ-ЭЖ-ЭЗ-ЭЖ
Дифференциация звуков [с]/[з].
СА-ЗА-СА-ЗА АС-АЗ-АС-АЗ
СО-ЗО-СО-ЗО ОС-ОЗ-ОС-ОЗ
СУ-ЗУ-СУ-ЗУ УС-УЗ-УС-УЗ
СЫ-ЗЫ-СЫ-ЗЫ ЫС-ИЗ-ЫС-ИЗ
СЭ-СЭ-СЭ-СЭ ЭС-ЭЗ-ЭС-ЭЗ
Дифференциация звуков [з]/[ж].
ЗА-ЖА-ЗА-ЖА АЗ-АЖ-АЗ-АЖ
ЗО-ЖО-ЗО-ЖО ОЗ-ОЖ-ОЗ-ОЖ
ЗУ-ЖУ-ЗУ-ЖУ УЗ-УЖ-УЗ-УЖ
ЗЫ-ЖИ-ЗЫ-ЖИ ЫЗ-ИЖ-ЫЗ-ИЖ
ЗЭ-ЖЭ-ЗЭ-ЖЭ ЭЗ-ЭЖ-ЭЗ-ЭЖ
6. Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах (Фото 10 в качестве образца).
Инструкция для детей: повтори вместе с Жирафиком-повторяфиком слова. Нажимай пальчиком на каждое слово и четко произноси его. (*можно также закрывать слова листиками, либо фишечками). Упражнения направлены на переключаемость органов артикуляционного аппарата и отработку слоговой структуры слов.
Автоматизация звука [c].
1) СОБАКА-СОРОКА-СОБАКА-СОРОКА-СОРОКА-СОБАКА-СОРОКА;
2) СОЛНЦЕ-СОКОЛ-СОЛНЦЕ-СОКОЛ-СОКОЛ-СОЛНЦЕ-СОЛНЦЕ-СОКОЛ;
3) СУМКА-СУНДУК-СУМКА-СУМКА-СУНДУК-СУНДУК-СУМКА;
4) СЫР-СЭР-СЫР-СЭР—СЭР-СЫР-СЫР.
Автоматизация звука [з].
1) ЗАЯЦ-ЗУБР-ЗАЯЦ-ЗУБР-ЗУБР-ЗАЯЦ-ЗАЯЦ-ЗУБР;
2) ЗАВОД ЗАМОК-ЗАВОД-ЗАМОК-ЗАМОК-ЗАВОД;
3) ЗАРЯДКА-ЗАКЛАДКА-ЗАКЛАДКА-ЗАРЯДКА-ЗАРЯДКА-ЗАКЛАДКА;
4) ГЛАЗА-ГОРОЗА-ГОРОЗА-ГЛАЗА-ГЛАЗА-ГРОЗА.
Дифференциация звуков [c] / [з].
1) КОСА-КОЗА-КОСА-КОЗА-КОЗА-КОСА-КОЗА
2) ГРОЗА-РОСА-ГРОЗА-РОСА-РОСА-ГРОЗА-РОСА
3) ЗВЕЗДА-СЕСТРА-ЗВЕЗДА-СЕСТРА-СЕСТРА-ЗВЕЗДА;
4) КАСЕТА-ГАЗЕТА-КАСЕТА-ГАЗЕТА-ГАЗЕТА-КАСЕТА;
Дифференциация звуков [c] / [ш].
1) МЫШКА-МИСКА-МИСКА-МЫШКА-МЫШКА-МИСКА;
2) САЛАТ-ШПИНАТ-ШПИНАТ-САЛАТ-САЛАТ-ШПИНАТ;
3) СОК-ШОК-СОК-СОК-ШОК-ШОК-СУК-ШОК-СУК;
4) СУНДУК-ШУРУП-ШУРУП-СУНДУК-СУНДУК-ШУРУП;
Дифференциация звуков [ш] / [ж].
1) ЖАБА-ШЛЯПА-ШЛЯПА-ЖАБА-ЖАБА-ШЛЯПА-ЖАБА;
2) ЛОЖЕЧКА-КОШЕЧКА-КОШЕЧКА-ЛОЖЕЧКА-ЛОЖЕЧКА-КОШЕЧКА;
3) МОРЖ-КОВШ-КОВШ-МОРЖ-МОРЖ-КОВШ-КОВШ;
4) УЖИ-УШИ-УШИ-УШИ-УЖИ-УЖИ-УШИ-УЖИ.
Данный комплекс упражнений можно использовать и в качестве домашних заданий для детей. Выполнение заданий, предложенных в комплексе упражнений, позволит быстрее и легче добиться автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также закрепить навыки, полученные на логопедическом занятии.
Таким образом, комплекс упражнений может послужить в качестве дидактического пособия для занятий учителя логопеда, а также для детей и их родителей.
В дальнейшем планируется пополнение данного комплекса различными другими упражнениями, которые также будут служить наглядным пособием на занятиях с учителем-логопедом.