Приложение МААМ

Коллекционирование в ДОУ как способ всестороннего развития старших дошкольников

Ольга Смолина
Коллекционирование в ДОУ как способ всестороннего развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СПОСОБ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

«Дети охотно всегда чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

(Ян Амос Коменский)

Публикация «Коллекционирование в ДОУ как способ всестороннего развития старших дошкольников» размещена в разделах

Коллекционированием я начала заниматься с детьми в августе 2022 года, когда дети перешли в старшую группу.

Заинтересовались мы с ребятами коллекциями «скрепышей» и «завров», которые дети собирали, участвуя в акциях магазина «Пятёрочка». У детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в детский сад. Дети сами стали приносить в группу предметы и игрушки, которые они собирают. Это были и собаки (плюшевые,пластмассовые,маленькие и большие,лошадки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

Актуальность:

Не трудно представить, сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер!

Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.

А показывая свою коллекцию друзьям, ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее.

Цель моей работы:

развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально - коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

• создать условия для развития детского коллекционирования;

развивать любознательность и познавательную активность детей;

способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

• учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

Педагогический энциклопедический словарь определяет коллекционирование как «(от лат. collectio - собирание, сбор, целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединённых по определённым признакам и представляющих познавательный и художественный интерес».

Требования при отборе объектов для детских коллекций :

• доступность – включают образцы, которые собирали дети, воспитатели, родители;

• безопасность – любой объект коллекций безопасен для ребенка;

• учет природоохранного аспекта при сборе коллекций.

Этапы работы:

1 этап – адаптация приема коллекционирования :

- изучение литературы по данной теме;

- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования в группе и реализации его развивающих функций :

-организация развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;

- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

-привлечение родителей к процессу создания коллекций

3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей

1 этап:

1. Изучила литературу по данной теме:

• Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1096-1098. 32

• Веракса Н. Е., Галимов О. П. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет. – М. ; Синтез, 2014

• Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. – СПб. : ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

• Прохорова Л. Н. Воспитываем коллекционеров. – М. 2006.

• Рыжова Н. Как стать коллекционером //Игра и дети - №4-2004г

• Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста : методическое пособие / Авт. - сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева/ - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.- 193 с.

2. Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей

Постепенно мы стали привлекать к коллекционированию родителей. Оказалось, что у многих дома хранится очень много интересных вещей. Это и старые открытки, ракушки, пуговицы,магниты, коллекция тарелок.

Для родителей было организовано анкетирование по теме «Коллекционирование в дошкольном возрасте», проведены консультации «Коллекционирование – это интересно», «Детское коллекционирование

По данным анкетирования были сделаны следующие выводы: 48% родителей собирали в детстве различные коллекции и сейчас помогают делать это своим детям.

80 % заинтересовались темой коллекционирования в ДОУ, готовы помочь в этом.

Родителям важно,чтобы дети получали от собирания коллекции удовольствие и получали определённое развитие и знания.

2 этап:

1. Организация развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования

Обустроили с ребятами место хранения наших коллекций и решили установить правила работы с ними.

В ходе работы с коллекцией были установлены правила:

принесенные вещи можно давать всем детям группы;

обращаться с коллекцией аккуратно и бережно;

не стоит их прятать в шкаф;

любую коллекцию нужно где-то хранить, обустроили это место вместе с детьми;

Провела с детьми беседу–рассуждение «Моё представление о коллекционировании». Посмотрели с детьми мультфильм «Коллекция» из серии «Смешарики»,рассмотрели предметы, которые можно коллекционировать. Дети поделились своим представлением об этом увлечении, обсудили, что бы им хотелось ещё узнать и чтобы они хотели коллекционировать.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

• Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.

Мы с ребятами беседовали о коллекции книг, которую я принесла им показать,а также воспитанница нашей группы Соня М. пробовала представить свою коллекцию книг «Машины сказки».

У наших девочек имеется коллекция пони. Они играют с ними, учатся фантазировать, придумывать различные истории и сказки.

• Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества

(рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Например, ребята пробовали делать бабочек из разноцветных фантиков.

• Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры

Детям очень нравятся дидактические игры с пуговицами и пластиковыми крышками.

«Составь по образцу с помощью крышек»

• Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.

Ребята сами раскладывают коллекции по местам, наводят порядок в уголках коллекционирования.

2. Привлечение родителей к процессу создания коллекций.

К ребятам на встречу согласилась прийти и показать свою коллекцию тарелок старший воспитатель нашего ДОУ и мама нашей воспитанницы Алисы- Кузнецова Анна Андреевна.

Она рассказала историю появления коллекции, условия её хранения и значимость.

3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей.

Наши коллекции :

• У нас в группе есть коллекция магнитов (мемомагнетика) «Города России и другие страны».С её помощью дети знакомились с географией, мы с ними отмечали на карте города нашей страны и другие страны те, где приобретен или откуда привезен тот или иной магнит; учились составлять творческие рассказы о том, где они успели попутешествовать с родителями; отмечали климатические особенности разных регионов.

• Также у нас имеется Коллекция раковин. Коллекция постепенно пополняется: родители приносят самые разнообразные ракушки,привезенные с юга. Коллекционирование ракушек – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств. После проведения летних отпусков, дети с огромным интересом обследуют принесенные в группу ракушки, сравнивая их по размеру и рисунку; считают количество, делят и классифицируют их по определенным признакам, составляют композиции, наслаждаясь красотой. Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор.

• У нас в группе живет коллекция «Пуговичка», родители и бабушки помогали подбирать материал. Дети заметили, что пуговицы изготавливают из разного материала: металла, пластмассы, дерева. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания детских развивающих игр, коврика для профилактики плоскостопия, разнообразных поделок. Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет, улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным. Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук влияют на развитие центров речи. Во время занятий игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Таким образом, во время игр с пуговицами развиваются важнейшие компоненты составляющие основу психического здоровья и благополучия детей

Коллекция пластиковых крышек. Она может использоваться в различных образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Крышки можно разложить по цветам, по форме, по размеру.

Мы часто используем крышки как счётный и раздаточный материал для проведений занятий по ФЭМП.

Крышки также можно использовать в рисовании, изготовлении дидактических игр, для изготовления дорожек здоровья.

Распространение опыта

На экскурсию приходили ребята средней группы, которые с удовольствием рассматривали наши коллекции и принесли нам для их пополнения ракушки и магниты.

Так как эта тема для меня новая и я занимаюсь ей всего три месяца, но определённые результаты в нашей работе уже появились.

Результаты работы:

• улучшение взаимоотношения детей;

• пополнение развивающей среды;

• более тесное сотрудничество с родителями воспитанников;

• определились интересы детей;

• повысилась речевая активность;

• расширится познавательный кругозор детей.

Планируемые результаты:

• Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций;

• Проявление у детей активности, инициативности, творческих

способностей в различных видах детской деятельности;

• Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию и презентации коллекций детей);

• Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников В век развитых технологий – роботов, компьютеров, айфонов,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Рисование на песке как способ развития дошкольниковРисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллекционирование в ДОУ как способ всестороннего развития старших дошкольников
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 15:12
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коллекционирование в ДОУ как способ всестороннего развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Смолина (УИ 1292985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД