Аннв Скирда
Консультация «Когда стоит обращаться к логопеду?»
«Когда стоит обращаться к логопеду?»
Каждый ребёнок индивидуален и развивается по своему, но этапы развития заложены природой и одинаковы для всех. Так, к году малыш должен начать говорить первые слова: мама, папа, дай…Часто бывает, что болезни или тяжело прорезывающие зубы влияют на этот процесс, но без него не будет следующего. Очень важно обратить внимание, полные эти слова или усеченные, например «ма» вместо мама. Когда у ребёнка в активном словаре около 30 слов, начинается этап формирования фразовой речи. Обычно это происходит к двум годам. Ребенок начинает говорить простые предложения «Мама, идём гулять», «Мама дай кашу». Конечно, он будет произносить не все звуки правильно, потому что функционально и физиологически к этому не готов. В идеале звукопроизношение и фразы должны быть сформированы к 3 годам.
Публикация «Консультация „Когда стоит обращаться к логопеду?“» размещена в разделах
Возникает вопрос, когда же необходимо обратиться к логопеду? В 3 года, если на каком-то из этапов что-то пошло не так. Но родителям необходимо понимать, что занятия в этом возрасте длиться не больше 15 минут. Поэтому основная нагрузка по отработке новых речевых навыков ложится на родителей, которые смогут организовать своему малышу непродолжительные занятия.
Не надо бояться логопедов, и диагнозов вроде ЗРР (задержка речевого развития) или ЗПР (задержка психического развития). Мы же ведем ребенка к окулисту или стоматологу, когда возникает проблема, здесь тоже самое. Нужно бояться не врача, а последствий не обращения к специалисту : интеллектуальной незрелости, дисграфии, неуспеваемости в школе.
В последнее время детей с речевой патологией становится все больше. Причин много: плохая экология, трудная беременность, родовые травмы и т. д. Поэтому еще раз призываем родителей не бояться узких специалистов. Раннее выявление речевой патологии и точный диагноз позволят решить проблему быстрее и с гораздо меньшими усилиями для родителей и самого ребёнка.
Необходимо обратиться к логопеду, если ребё нок:
-в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается;
-в 8-9 месяцев нет лепета.
-в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «топ-топ», а говорит на «своем» языке.
-в 1,5-3 года «все понимает, а говорить не хочет»;
-в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые.
-в 2,5 активный словарный запас менее 20 слов, не знает окружающих предметов и частей тела, не умеет составлять фразу из двух слов;
-к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов, не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки, не произносит большинство звуков (более 10-15);
-к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
-к 4,5игода не произносит звуки с, сь, з, зь, ль, л:
В 4-5 лет смягчает все звуки («кися», «щапка», «тяйник», «ляпотька»);
-к пяти годам не произносит звуки : ш, ж, ч, щ, ц, р, рь;
-«картавит», «шепелявит», «гнусавит»- срочно к логопеду в любом возрасте, искажение звуков самостоятельно не исправится никогда.
Материал подготовили учитель-логопед : А. М. Скирда