Елизавета Бойко
Книжный уголок как способ развития интереса к художественной литературе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Книжный уголок как способ развития интереса
к художественной литературе в ДОУ»
Книжный город
Есть на свете городок
Очень-очень странный
Он не низок, не высок
В неизвестных странах…
Что за чудо-городок –
Раз-два-три страница,.
Сделано все в нем из книг
Книжек – вереницы!
Г. Демидова
Публикация «Книжный уголок как способ развития интереса к художественной литературе в ДОУ» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Литературная деятельность
- Оформление детских садов
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2023
В современном мире, где все автоматизировано и компьютеризировано, к сожалению, книга теряет свою популярность. Современные родители забывают, что именно книга позволяет нам получить жизненный опыт, стать интеллигентными, образованными людьми. Именно литературное слово помогает увидеть красоту окружающего нас мира, не потерять связь прошлого и настоящего, ощутить красоту и гармоничность художественного языка. И дошкольное детство является значимым периодом в процессе создания условий для воспитания внимательного, увлеченного и творческого читателя.
Одной из форм приобщения детей к книге и чтению является книжный уголок, который организован в нашей группе «Юнга» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет. Это важная часть предметно-пространственной среды для дошкольников и выполняет функцию воспитания и развития.
Наша цель как педагогов – формирование у детей средствами уголка книги устойчивого интереса к художественной литературе как способу развития общей культуры личности. В соответствии с целью, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт в области приобщения воспитанников к книге, чтению, читательской культуре.
2. Преобразовать и творчески обогатить литературное пространство в группе (обновление, наполнение, систематизация книжного уголка).
3. Использовать творческий и инновационный подход в работе с детьми посредством уголка книги.
4. Развивать взаимодействие ДОО, семей воспитанников и библиотек.
Мы всегда использовали в процессе приобщения дошкольников к книге, чтению, литературе творческий подход : изобразительное творчество детей (самостоятельное и в сотрудничестве с педагогами и родителями); разные виды театрализации по мотивам сказок и других произведений, организация творческих выставок и конкурсов. Теперь мы подошли к обобщению нашего опыта в рамках инновационного подхода.
Как отмечает Л. С. Выготский, первопричиной процесса чтения является интерес к чтению, поскольку интерес является основной формой проявления инстинкта в детском возрасте. И. И. Тихомирова пишет о том, что для побуждения интереса к чтению необходимо удивить детей самим процессом чтения. Автор отмечает, что как только ребенок за словом почувствует живые образы – картины, звуки, запахи – тогда начнется подлинное чтение. В связи с этим мы учим ребенка «видеть невидимое».
Руководствуясь этими принципами выдающихся ученых, приобщая детей к литературе, чтению, мы используем инновационные методы и формы посредством книжного уголка. Мы постарались его творчески преобразовать, внести новинки в его оформление, чтобы он привлекал детей, которые в силу речевого нарушения недостаточно внимательны и сосредоточены, предпочитают книге игрушку. Мы также обогатили свою педагогическую работу инновационными формами.
Наш уголок книги мы организовали как «Книжный городок», состоящий из домиков-разделов, которые представляют разные жанры детской литературы. Чтобы ребенку было понятно и удобно искать любимое произведение, в каждом домике-разделе живет свой помощник, герой известного произведения (значок-символ с изображением героя). Так, например, Сорока-ворона поселилась в домике с песнями, потешками, а Лиса с Колобком – в домике-разделе для русских народных сказок. Раздел литературных сказок символизирует Кот в сапогах, а раздел с энциклопедий – Знайка из книг Н. Носова.
В нашем «Книжном городке» собраны книги разных авторов, прежде всего отечественных, например, писателей-классиков русской художественной литературы и классиков детской литературы. Здесь есть сказки отечественных и зарубежных авторов, сказки народов нашей Родины и народов Мира. Важны в уголке и книги с рассказами о природе и животном мире, хрестоматии, серии энциклопедий. Есть и золотой фонд фольклорного искусства: песенки, потешки, скороговорки и пословицы, и, конечно, русские народные сказки.
В нашем уголке книг собраны не только портреты отечественных детских писателей, но и портреты художников-иллюстраторов, есть и коллекция иллюстраций к сказкам и рассказам. Яркие красочные картины привлекают внимание ребят, учат видеть и понимать графические способы передачи содержания произведения. Рассматривая иллюстрации, дошкольники знакомятся с изобразительным творчеством, творческим стилем разных художников. Яркие красочные картины привлекают внимание ребят, учат видеть и понимать графические способы передачи содержания произведения.
Эмоциональный отклик в общении с книгой мы стараемся усилить за счет организации творческой театрализованной деятельности. С учетом индивидуальных возможностей каждому ребенку предлагается стать участником маленького спектакля. Как правило, дошкольники с большим интересом примеряют на себя роли хорошо знакомых с ранних лет героев русских народных сказок. Чтобы облегчить участие детей в театрализации, используем перчаточный фетровый театр, театр теней, пальчиковый вязаный театр, изготовленный педагогами группы, театр Би-ба-бо. С увлечением ребята обыгрывают знакомые сюжеты и придумывают новые, используя настольный театр (у нас он представлен героями сказки «По щучьему велению» и «Теремок»).
Таким образом, в «Книжном городке» для детей созданы все психолого-педагогические условия, причем и для ознакомления с литературой, рассматривания книг и общения по поводу книги (стол, стулья, и для творчества (разные виды театров с ширмами и атрибутами, художественный материал для рисования любимых сказочных эпизодов, создания собственных книжек, и для воспитания бережного отношения к книгам («Аптечка для книг»).
Книжный уголок оформлен с учетом принципов доступности и эстетичности. Он обеспечивает ежедневное свободное общение с книгой, является формой распространения знаний о книге, развивает интерес к ней. Книжный уголок изменяется каждые две недели с учетом темы недели (по плану детского сада) и с памятными литературными датами.
Наша работа в уголке книги строится в соответствии с комплексно-тематическим планированием. После знакомства с художественной литературой на занятиях (чтение рассказов, разучивание стихов, рассказывание сказок) в нашей группе проходят выставки книг, сюжетных композиций из разного материала. Целью при этом является дальнейшее приобщение детей к уже известной литературе через развитие интереса к социально-значимым темам, способствующим формированию будущего гражданина. Это выставки, посвященные Дню города, Дню народного единства, Дню матери, Международному женскому дню и Дню защитника Отечества, и многим другим датам и событиям, без которых невозможно называть себя полноправным гражданином своей страны.
В процессе подготовки выставки, мы с ребятами становимся настоящими художниками и творцами. Продуктом нашей деятельности становятся рисунки, аппликации, поделки из пластилина (персонажи сказки «Колобок», «Краденое солнце», «Сказка о рыбаке и рыбке»). С особым интересом дети занимаются художественным конструированием («Каштанка», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Кот ученый»).
Для формирования способности пересказывать сюжет, закрепления представлений о героях книг мы используем дидактические и настольные игры по мотивам произведений «Найди лишнего героя», «Собери картину», «Из какой я сказки», «Назови героя по предмету (горшочек с медом – Вини пух)».
Раз в несколько недель, мы проводим мероприятия, посвященные какой-либо литературной теме или творчеству писателя, особенно в связи с памятными датами. Так в процессе подготовки к новогоднему утреннику, мы подробно знакомились с творчеством Г. Х. Андерсена. Была подготовлена выставка произведений писателя с иллюстрациями, ребятам на выбор был предоставлен мультфильм. Сюжеты и герои любимых сказок были включены в сценарий новогоднего утренника.
Традиционным в группе стало чтение перед сном в детском саду. Дети совместно решают, какое произведение сейчас они хотели бы услышать. Один из детей, ориентируясь по символам, находит нужный «домик» (раздел) в книжном городке и приносит выбранную книгу.
Обобщив наш инновационный подход, отметим использование соответствующих методов, технологий и форм работы по приобщению детей к литературному творчеству, используемых в нашем «Книжном городке».
Среди инновационных методов и технологий: пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки; сочинение новой сказки с персонажами известных сказок; путешествия по следам сказочных героев; составление комиксов с использованием сказочного героя в новых условиях, а также использование электронных устройств для озвучивания голосов героев, создания атмосферы эпизода сказки (звучание моря, лесные звуки, шум ветра и т. п.).
Среди инновационных форм: проведение интегрированных плановых занятий в «Книжном городке»; разработка проектной деятельности с учетом коррекционно-развивающих задач; участие в литературных дидактических играх; организация занятий-экскурсий в библиотеку; литературные ярмарки; создание книг-самоделок, рукописных книг, создание тематических лэпбуков; «Книжкины именины» (памятные даты создания произведений, авторов, буккроссинг (обмен книгами между группой и семьями); дистантные формы: видеочтение для детей педагогов и родителей, мастер-классы для детей и родителей по изготовлению сказочных персонажей и книг-самоделок, видеоотчеты по экскурсиям в библиотеку.
Создавая условия для литературного и художественного развития наших воспитанников, обязательно взаимодействуем, сотрудничаем с их семьями. При формировании у дошкольников интереса к художественной литературе используем самые разные формы работы с родителями, например такие, как:
• информационно-аналитические (сбор информации по изучаемой теме, изучение обзоров по детской литературе в интернете с предоставлением ссылок, анализ условий для приобщения к книге в семьях, опросы, анкеты по содержанию семейных библиотек);
• познавательные ( направлены на повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения: беседы, консультации, круглые столы, информационные листки, буклеты, памятки по воспитанию ребенка-читателя);
• досуговые (организация общения педагогов с родителями для формирования теплых, неформальных отношений, а также для более доверительных и гармоничных отношений между родителями и детьми). У нас в группе это развлечения и праздники «Моя читающая семья», «Праздник книги», «День родного языка»; конкурсы рукотворных книг, иллюстраций к сказкам, литературных героев; акции (например, акция «Международный день дарения книг», «Сказка на ночь», «Любимая книга для всей семьи» и др. «Найди самую старую книгу в семье»);
• наглядно-информационные (решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОО; позволяют объективно видеть деятельность воспитателя). Используем мастер-классы, в том числе дистантно, презентации на родительском собрании, фотовыставки работы в уголке книги за неделю, месяц; видеоматериалы и пр. Приведем пример такой работы. Организация открытого занятия по чтению художественной литературы в рамках акции «Сказка на ночь» онлайн: педагог читает детям фрагмент рассказа, родители продолжают.
Были также созданы видео по ознакомлению родителей с тематическими выставками в книжном городке к памятным датам А. П. Чехова, С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, с творческими выставками («Нарисуем сказку вместе», «Рисунки-иллюстрации к литературным произведениям и т. д., с фотоотчетами об экскурсиях и занятиях дошкольников группы в детской библиотеке. В совместном творчестве с родителями мы обогащаем наши театры новыми героями (вязаными, фетровыми, из бросового материла).
В перспективе, к подготовительной группе, мы планируем пополнить наш «Книжный городок» новым «домиком» — разделом с произведениями современных авторов. В совместном творчестве с родителями постараемся обогатить наши театры новыми героями и новыми сюжетами. А также создать условия для сюжетно-ролевой игры «Детская библиотека».