Светлана Кущёва
«Клуб любящих родителей» одна из форм культурной практики в ДС
▼ Скачать + Заказать документы
«Клуб любящих родителей», одна из форм культурной практики в Д/С
Из опыта работы воспитателя Кущевой С. Г.
Детский сад №1
«Оленёнок» - филиала АН ДОО «Алмазик»
подготовительная группа «колобок».
г. Мирный Саха (Якутия)
«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
Публикация «„Клуб любящих родителей“ одна из форм культурной практики в ДС» размещена в разделах
Крылова Н. Б.
Данная форма интересна тем, что тематика клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
В работе клуба принимают участие : воспитатели, дети и родители воспитанников.
Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Очень важно в прогрессивную эпоху, насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений.
ПРОБЛЕМА
А на проблеме я все-таки хотела бы акцентировать ваше внимание:
1. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
2. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.
3. А кто же даст ему уроки нравственности?
Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Все родители с рождения ребенка – воспитатели. Им нужны педагогические знания. Воспитатели – профессионалы, мы готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Цель: Стремление возродить традиции семейного воспитания, приобщать к самостоятельности и проявлению творческих способностей дошкольников, через различные культурные практики.
Задачи:
-Способствовать повышению значения семейных ценностей;
- Воспитывать у дошкольника любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через нетрадиционные формы совместной с семьей деятельности;
- Развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- Привлекать родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей;
Система по взаимодействию с семьё й включает в себя три блока:
• Диагностический
Диагностический блок помог выявить запросы родителей по воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.
Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.
Получив необходимую информацию, обработав её, перешла ко второму блоку – теоретическому.
• Теоритический
На теоретическом этапе был разработан план работы по развитию самостоятельности, творческой активности детей в содружестве с семьей:
Формы работы с родителями
1. Индивидуальные ("Родительская почта" или «Почта ученого кота»)
2. Коллективные (акции, проекты, презентации)
3. Наглядно – информационные (информационные буклеты)
4. Родительские собрания.
5. Досуги, праздники.
• Практический
Затем перешла к последнему блоку – практическому.
Эта форма работы увлекательна, позволяет сразу видеть результат собственного участия.
Практическая работа :
Акция на лучшую семейную газету «Моя семья – моя радость!» где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких фото рассказов, в итоге в группе был оформлен стенд.
Эта акция помогла нам в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи, толерантности и уважения к каждой национальности.
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей.
Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Совместно с детьми и родителями разработали познавательно – творческие проекты:
«Как я провел лето».
Где родители делились своим семейным отдыхом, экскурсиями, походами.
Очень увлекательным и полезным оказался проект «Генеалогическое древо».
После моей консультации о составлении «генеалогического древа семьи» у родителей появилось желание составить родословные семей.
В группе, совместно с родителями и детьми оформили семейный альбом, на страничках которых фотографии семьи, герб, совместные праздники, поездки.
Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Творческая мастерская «Волшебная пуговица»;
Все детские работы до сих пор украшают лестничные площадки детского сада
Творческая мастерская «Новогодняя игрушка»;
Где родители приняли активное участие
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Семейные презентации «Автотранспорт моего горда», «Я –стилист, дизайнер», которые не только обогащают семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. (раскрывают интересы детей, знакомятся с профессиями интересные им).
" Почта ученого кота" также помогает нам наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке задать вопрос от имени ребенка, высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил.
Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка.
Праздник «Осенняя ярмарка», праздники «Масленица раздольная», «Пасха», также имеющие немаловажное значение для воспитания духовно-нравственных качеств у детей.
Праздник «Ай, да, папы!»;
Праздники для мам «День Матери»;
«Международный женский день 8 марта»;
Патриотическому празднику 9 мая;
Не забываем мы и о 12 июня и 22 августа.
Где чествуем государственные символы России.
Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой,
с традициями и народными обрядами. Где воспитывается любовь к родному краю.
Традиционно в детском саду мы с детьми и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя – мой отчий дом!».
Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям.
Открытые показы воспитательно-образовательного процесса День открытых дверей «Наша жизнь день за днем».
Квест-игра – способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения.
Подготовительный этап – На родительском собрании знакомим родителей с понятием «квест-игра». Углубляем знания о квест-играх, алгоритме создания квест-игр;
Основной этап - Проведение квест – игры;
Заключительный этап - Подведение итогов и оценка мероприятия;
Все большую популярность в наше время набирают квесты. Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают как с ними справиться и в конце находят клад или попадают на пир в сказочный дворец.
Дети в реальности проживают эту историю. Каждый из них выполняет свою роль в этом приключении.
Квест-игра активизирует активное включение родителей в образовательный процесс.
Родители приняли в организации активное участие.
Эта форма работы показала, что пользуется у родителей популярностью.
Квест способствует сплочению не только детского коллектива, но и родителей, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Цель квеста это мощнейшая мотивация детей на их деятельность- выполнение заданий, которые их ждут на пути конечной цели. А выполняя эти задания дети закрепляют материал или расширяют свои познания.
Получается главное отличие квестов это наличие в нем сюжета, конкретной цели, элементов ролевой игры, поиска.
С помощью родителей были оформлены лестничные площадки детского сада.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности организации клуба. Совместная деятельность сближает родителей и детей.
Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
А в процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью.
Результат совместной работы:
Дети получили информацию о своей семье, истории и традиции. Они проявляют уважительное отношение и любовь к родным, близким и окружающим людям;
Найдены пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи;
Налажен тесный контакт с семьями воспитанников, организованна работа по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи;
Овладение детьми основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности;