Алевтина Михалева
Проект «Кинезиология как эффективное средство гармоничного развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Наши выпускники будущие школьники и им необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации, усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом, умственном развитии и полноценном здоровье. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, с недостаточной речевой активностью, незрелостью психических процессов.
Публикация «Проект „Кинезиология как эффективное средство гармоничного развития дошкольника“» размещена в разделах
Ребенок тратит порой колоссальные усилия и большое количество времени на выполнение заданий, но усвоение нового материала происходит медленно и тяжело. Пропадает интерес к образовательной деятельности в целом, формируется негативное отношение к познанию. Параллельно с этим, у ребенка складывается заниженная самооценка, формируются комплексы, появляется чувство вины и неверие в собственные силы.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные движения. Такие упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению долговременной и кратковременной памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, адаптируют «леворукого» ребенка, развивают творческую деятельность ребенка, повышают стрессоустойчивость. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость. Готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю. Тем самым, помогают дошкольнику благополучно и гармонично развиваться. Вот поэтому я выбрала данное направление в своей работе, определила цель.
Цель: Формирование физического здоровья и развитие умственных способностей дошкольника, используя образовательную кинезиологию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Создать условия, раскрывающие резервы организма ребенка, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья для успешной реализации образовательного процесса.
2. Развить способность к обучению и усвоению информации
3. Повысить эффективность выполняемых действий
И для себя составила план работы
1. Рассмотреть понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей дошкольного возраста;
2. Подобрать и адаптировать комплексы кинезиологических упражнений для развития умственных способностей детей своих групп,.
3. Организовать предметно-развивающую среду для реализации работы;
4. Пошаговое внедрение в практику кинезиологических упражнений от простого к сложномую.
Для эффективной результативности работы я учитывала определенные условия:
1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной
образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:
• Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.
• Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.
• В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всего занятия.
По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-30 минут в день.
В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому
применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.
Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему предлагают, выполняются дыхательные упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма. (Задуй большую свечу, 5 маленьких свечек)
Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных упражнений. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. “Глазки”
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
После активного развития следует расслабиться, для этого
применяются упражнения, приводящие к релаксации. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Массаж – воздействует на биологически активные точки.
Часть материала предлагаю детям в стихотворной форме. Ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Например:
“Перекрестное марширование”
Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.
“Ладошка”
С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим.
Кинезиологические упражнения я использую, как на самих развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции: плетение кос, лент, различные шнуровки, собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе симметричных предметов, зеркальное рисование.
При разучивании кинезиологических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, вначале разучиваем технику движений. А затем, использую их в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.
Результативность использования кинезеологических упражнений с дошкольниками.
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми на протяжении 3 лет, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:
• снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;
• улучшились навыки самообслуживания;
• развивается устная речь;
• формируется логическое мышление;
• улучшаются коммуникативные навыки;
• улучшаются внимание, память, воображение.
Несколько лет я провожу со своими воспитанниками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние на развитие психических процессов, на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия просты, забавны, полезны, практически не требуют дополнительного времени для их проведения. Они могут занимать внимание детей, как в организованной деятельности в детском саду, так и в домашних условиях.
Список литературы
1. Бехтерев В. М. Умом и сердцем / В. М. Бехтерев. – М. : Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.
2. Гиляровский В. А. Избранные труды. Медицина / В. А Гиляровский, - М. : 1973. – 301 с.
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг/ М. М Кольцова, М. С. Рузина. – СПб. : ИД “МиМ”, 1998. – 192 с.
4. Синицина Е. И Умные пальчики / Е. И. Синицина. – М. : “Лист”, 1998. – 144 с.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.
6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
7. Узорова О. В. Нефёдова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
8. Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.