Елена Масс
Казачество как основа семейного и исторического воспитания детей
▼ Скачать +Заказ
Нравственно-патриотическое воспитание на базе МБДОУ д / с «Теремок» г. Цимлянск Ростовской обл. «Казачество-как основа семейного и исторического воспитания детей» (от 3 до 7 лет)
Вступление
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Публикация «Казачество как основа семейного и исторического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Действенным средством воспитания патриотизма, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества.
Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики.
В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Тренировать тело и дух казаки начинали едва ли не с пелёнок, и даже самые ранние детские игры учили их быть сильными, ловкими, волевыми, справедливыми.
Казаки – известные острословы, и именно слово тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», как говорит казачье присловье. Но вот приходило время, и жизнь ребенка заполняли сказки. Смешные и страшные, веселые и серьезные. Сказки про животных, которые сохраняет народная память с первобытных времен; волшебные, сильно напоминающие сказки тысяча и одной ночи; сказки-былички. Песенный океан окружал казаков с детства.
1. Актуальность
Актуальность обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Необходимостью в формировании и развитии у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для воспитания и нравственного развития духовно – богатой личности. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима : они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – городу Цимлянску.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание достойного подрастающего поколения.
В настоящее время ощущается огромное влияние культур Запада и Европы. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Нормой в западных мультфильмах является агрессивное поведение, дети «впитывают» и повторяют то, что видят на экранах. Агрессивное поведение сопровождается яркими картинками и образами, что очень притягивает детские взоры. Это приводит к гипервозбудимости детей и искажению привычных чувств. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное.
У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
Но, не смотря на это мальчишки и девчонки – «современные казачата» – всегда рады принять участие в подвижных играх, игре на музыкальных инструментах, танцах и песнях. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.
В настоящее время работа по патриотическому воспитанию особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Дошкольное детство очень важный этап в становлении морального облика человека. В этот период у детей закладываются основы патриотизма и нравственности, начинает появляться интерес к явлениям, происходящим в общественной жизни. Очень важно в период, когда дети начинают задавать вопросы взрослым, стремясь больше узнать о своей стране, родном крае, городе, улице, где они живут, в доступной форме помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и традиций казачества.
Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине. Вместе мы должны направить детей в правильное русло, воспитать в них особое отношение к родной земле, ее обычаям, традициям, привить уважение к старшим.
В соответствии с требованиями ФОП духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества.
«Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культурном наследии казачества и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного воспитания.
2. Цели и задачи, решаемые в опыте.
Цель: Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма посредством приобщения к культурному наследию казачества Волго-Донского края.
Задачи:
Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, истории и культуре Донского края.
Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.
Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю.
Развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального фольклора.
Обучать и воспитывать у детей чувство любви к традиционной культуре средствами, адаптированными через игровой казачий фольклор.
Создавать условия для творческого развития детей.
Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
В решении поставленных целей и задач лежат принципы:
Принцип интегративности.
Реализовывается в сотрудничестве с семьей, библиотекой, общественностью, краеведческим музеем.
Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно) в определенной системе. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
Принцип деятельности.
Каждое новое задание вводится не в готовом виде, а определяется ребенком через поисковую деятельность.
Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество взрослых и дошкольников.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению
результата.
Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека.
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт.
Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип историзма. Реализовывается путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к трём историческим понятиям :
прошлое (давным–давно,
настоящее (в наши дни) ,
будущее (планы, перспективы).
Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей,
памятников, достопримечательностей и т. д.
Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые дают развернутую картину действий и результатов.
3. Условия реализации опыта.
Выбранное МБДОУ ДС «Теремок» г. Цимлянска направление с дошкольниками подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, привитие патриотических чувств.
Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, потому что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с нашей культурой. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте.
При организации работы по ознакомлению детей с казачеством соблюдаются следующие условия:
1. Повышение уровня самообразования педагога, его активная жизненная позиция, творческий подход к планированию и проведению образовательной деятельности, использование проблемно – поисковых, информационно - коммуникационных технологий;
2. Введение этнического содержания в развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
3. В группе преобразовывается уголок нравственно - патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, о малой Родине, стране. (макет «Казачья горница» с куклами в казачьих костюмах. Изготовлены лэпбуки с иллюстрациями и фотографиями видов родного города, «Мой город Цимлянск», «Донские казаки», «Национальные костюмы народов России», картотека «Казачьи игры и хороводы», а также дидактические игры «Одень казака и казачку», «Курень казака»).
4. Взаимодействие детского сада и семьи. Составление анкет для родителей с целью изучения отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора казачьих игр. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями и различными социокультурными организациями, то есть реализация принципа социального партнерства в процессе приобщения дошкольников к культурному наследию казачества города Цимлянска Ростовской области.
5. Проведение консультаций на темы: «Познакомьте ребенка с родным городом», «Казачьи народные игры в семье», предоставление наглядной информации, привлечение к участию в конкурсах, выставках. Проведено мероприятие совместно с родителями «Как донские казаки поздравляли своих мам».
6. Приобщение к фольклору казаков и введение в обиход характерной им лексики помогает детям эмоционально воспринимать окружающее. В связи с этим были созданы, «Картотека считалок», «Картотека зазывалок», подобраны диски с казачьими песнями «Мы из города казаков».
7. Коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото.
8. Организация специальных занятий с дошкольниками цикла «Традиции, история и культура казачества». Организация казачьих игр и забав. Создание картотеки подвижных казачьих игр и забав.
К достижению целевых ориентиров, определённых в ФОП ДО, ДОУ ДС «Теремок» г. Цимлянск Ростовской области реализует наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям:
знакомство с жизнью и бытом донских казаков, традиционными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством: на занятиях по познавательному, речевому, музыкальному, изобразительному и физическому развитию, в совместной, досуговой деятельности;
знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для создания единого воспитательно-образовательного этнокультурного пространства реализации регионального компонента;
создание системы работы с социумом, погружая дошкольников в сферу культурных ценностей и смыслов;
создание предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента.
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, кроме календарных, занимают календарно-обрядовые праздники:
«Покров на Дону»,
«День матери-казачки»,
«Рождество»,
«Святки»,
«Сретенье»,
«Масленица»,
«Сороки»,
«Пасха на Дону»,
«Красная горка»,
«Троица».
Спортивные конкурсы, такие как:
«Дед, батя и я – казачья семья», «Любо, казачка», «Донцы-удальцы».
Игровые программы:
«В гости к хозяюшке Аксинье за прибаутками и небылицами», «В гости к хозяюшке Аксинье за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками»;
праздник казачьей песни; ярмарки «Что нам осень принесла?» и др.
Познавательное развитие:
Казачьи промыслы :
гончарное дело, обработка дерева, лозоплетение, вышивка и др.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, уголков казачьего быта. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.