МААМ-картинки

Казачество как основа семейного и исторического воспитания детей

Елена Масс
Казачество как основа семейного и исторического воспитания детей

Нравственно-патриотическое воспитание на базе МБДОУ д / с «Теремок» г. Цимлянск Ростовской обл. «Казачество-как основа семейного и исторического воспитания детей» (от 3 до 7 лет)

Вступление

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Публикация «Казачество как основа семейного и исторического воспитания детей» размещена в разделах

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Действенным средством воспитания патриотизма, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества.

Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики.

В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Тренировать тело и дух казаки начинали едва ли не с пелёнок, и даже самые ранние детские игры учили их быть сильными, ловкими, волевыми, справедливыми.

Казаки – известные острословы, и именно слово тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», как говорит казачье присловье. Но вот приходило время, и жизнь ребенка заполняли сказки. Смешные и страшные, веселые и серьезные. Сказки про животных, которые сохраняет народная память с первобытных времен; волшебные, сильно напоминающие сказки тысяча и одной ночи; сказки-былички. Песенный океан окружал казаков с детства.

1. Актуальность

Актуальность обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Необходимостью в формировании и развитии у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для воспитания и нравственного развития духовно – богатой личности. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима : они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – городу Цимлянску.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание достойного подрастающего поколения.

В настоящее время ощущается огромное влияние культур Запада и Европы. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Нормой в западных мультфильмах является агрессивное поведение, дети «впитывают» и повторяют то, что видят на экранах. Агрессивное поведение сопровождается яркими картинками и образами, что очень притягивает детские взоры. Это приводит к гипервозбудимости детей и искажению привычных чувств. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное.

У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Но, не смотря на это мальчишки и девчонки – «современные казачата» – всегда рады принять участие в подвижных играх, игре на музыкальных инструментах, танцах и песнях. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.

В настоящее время работа по патриотическому воспитанию особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Дошкольное детство очень важный этап в становлении морального облика человека. В этот период у детей закладываются основы патриотизма и нравственности, начинает появляться интерес к явлениям, происходящим в общественной жизни. Очень важно в период, когда дети начинают задавать вопросы взрослым, стремясь больше узнать о своей стране, родном крае, городе, улице, где они живут, в доступной форме помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и традиций казачества.

Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине. Вместе мы должны направить детей в правильное русло, воспитать в них особое отношение к родной земле, ее обычаям, традициям, привить уважение к старшим.

В соответствии с требованиями ФОП духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества.

«Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культурном наследии казачества и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного воспитания.

2. Цели и задачи, решаемые в опыте.

Цель: Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма посредством приобщения к культурному наследию казачества Волго-Донского края.

Задачи:

Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, истории и культуре Донского края.

Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.

Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю.

Развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального фольклора.

Обучать и воспитывать у детей чувство любви к традиционной культуре средствами, адаптированными через игровой казачий фольклор.

Создавать условия для творческого развития детей.

Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

В решении поставленных целей и задач лежат принципы:

Принцип интегративности.

Реализовывается в сотрудничестве с семьей, библиотекой, общественностью, краеведческим музеем.

Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно) в определенной системе. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

Принцип деятельности.

Каждое новое задание вводится не в готовом виде, а определяется ребенком через поисковую деятельность.

Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество взрослых и дошкольников.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению

результата.

Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека.

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт.

Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип историзма. Реализовывается путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к трём историческим понятиям :

прошлое (давным–давно,

настоящее (в наши дни) ,

будущее (планы, перспективы).

Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей,

памятников, достопримечательностей и т. д.

Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые дают развернутую картину действий и результатов.

3. Условия реализации опыта.

Выбранное МБДОУ ДС «Теремок» г. Цимлянска направление с дошкольниками подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, привитие патриотических чувств.

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, потому что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с нашей культурой. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте.

При организации работы по ознакомлению детей с казачеством соблюдаются следующие условия:

1. Повышение уровня самообразования педагога, его активная жизненная позиция, творческий подход к планированию и проведению образовательной деятельности, использование проблемно – поисковых, информационно - коммуникационных технологий;

2. Введение этнического содержания в развивающую предметно-пространственную образовательную среду.

3. В группе преобразовывается уголок нравственно - патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, о малой Родине, стране. (макет «Казачья горница» с куклами в казачьих костюмах. Изготовлены лэпбуки с иллюстрациями и фотографиями видов родного города, «Мой город Цимлянск», «Донские казаки», «Национальные костюмы народов России», картотека «Казачьи игры и хороводы», а также дидактические игры «Одень казака и казачку», «Курень казака»).

4. Взаимодействие детского сада и семьи. Составление анкет для родителей с целью изучения отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора казачьих игр. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями и различными социокультурными организациями, то есть реализация принципа социального партнерства в процессе приобщения дошкольников к культурному наследию казачества города Цимлянска Ростовской области.

5. Проведение консультаций на темы: «Познакомьте ребенка с родным городом», «Казачьи народные игры в семье», предоставление наглядной информации, привлечение к участию в конкурсах, выставках. Проведено мероприятие совместно с родителями «Как донские казаки поздравляли своих мам».

6. Приобщение к фольклору казаков и введение в обиход характерной им лексики помогает детям эмоционально воспринимать окружающее. В связи с этим были созданы, «Картотека считалок», «Картотека зазывалок», подобраны диски с казачьими песнями «Мы из города казаков».

7. Коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото.

8. Организация специальных занятий с дошкольниками цикла «Традиции, история и культура казачества». Организация казачьих игр и забав. Создание картотеки подвижных казачьих игр и забав.

К достижению целевых ориентиров, определённых в ФОП ДО, ДОУ ДС «Теремок» г. Цимлянск Ростовской области реализует наиболее эффективные формы и методы работы по следующим направлениям:

знакомство с жизнью и бытом донских казаков, традиционными и обрядовыми праздниками, играми, ремеслами, искусством: на занятиях по познавательному, речевому, музыкальному, изобразительному и физическому развитию, в совместной, досуговой деятельности;

знакомство детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс для создания единого воспитательно-образовательного этнокультурного пространства реализации регионального компонента;

создание системы работы с социумом, погружая дошкольников в сферу культурных ценностей и смыслов;

создание предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента.

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, кроме календарных, занимают календарно-обрядовые праздники:

«Покров на Дону»,

«День матери-казачки»,

«Рождество»,

«Святки»,

«Сретенье»,

«Масленица»,

«Сороки»,

«Пасха на Дону»,

«Красная горка»,

«Троица».

Спортивные конкурсы, такие как:

«Дед, батя и я – казачья семья», «Любо, казачка», «Донцы-удальцы».

Игровые программы:

«В гости к хозяюшке Аксинье за прибаутками и небылицами», «В гости к хозяюшке Аксинье за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками»;

праздник казачьей песни; ярмарки «Что нам осень принесла?» и др.

Познавательное развитие:

Казачьи промыслы :

гончарное дело, обработка дерева, лозоплетение, вышивка и др.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, уголков казачьего быта. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Казачество как основа семейного и исторического воспитания детей
Опубликовано: 14 августа 2024 в 22:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Казачество как основа семейного и исторического воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Масс в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД