Анастасия Темноева
«Катшалȍн нимлун (Именины Сороки)». Билингвальное развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы - Темноева А. Л. – музыкальный руководитель,
Костяева С. В. – старший воспитатель.
Цель: Приобщать детей к совместной деятельности взрослых и детей. Формировать у русскоязычных детей мотивацию к обучению коми языка.
Задачи:
«Художественно – эстетическое развитие» :
1. Побуждать детей к активному и выразительному исполнению музыкального репертуара.
Публикация «„Катшалȍн нимлун (Именины Сороки)“, Билингвальное развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Билингвизм, двуязычие
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2014
2. Понимать эмоционально – образное содержание сказки на коми языке и, использовать драматизацию и музыкальное сопровождение к сказке, с целью усиления ее эмоционального восприятия.
3. Развивать эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость на происходящее.
«Социально – личностное развитие» :
1. Развивать игровую деятельность и стремление к сотрудничеству в условиях совместной деятельности детей с взрослыми.
«Речевое развитие» :
1. Формировать диалоговую форму речи, выразительность интонации, дикцию, правильное произношение коми звуков.
«Физическое развитие» :
1. Совершенствование мелкой и общей моторики.
2. Обогащать литературными образами организованную двигательную деятельность детей.
«Познавательное развитие» -
1. Расширение кругозора, обобщение знаний детей о традиционных праздниках коми народа.
Ход развлечения.
Дети сидят на скамейках,делают вид, что спят.
Звучит коми плясовая мелодия. Входит девочка – Шондi (Солнце). Танцует.
ВЕДУЩИЙ – Шондi петiс! Асыв воис! (Солнышко встало, утро настало)
Дети просыпаются, потягиваются, встают в круг.
Игровой массаж на коми языке «Бур асыв» (перевод Костяевой С. В.)
-Бур асыв синъяс- – точечный массаж указательными пальцами вокруг глаз.
Ми садьмим! - смотрят по сторонам в "бинокль".
-Бур асыв пельяс- – разминают пальцами ушки
Ми садьмим! - поочередно приставляют ладони к ушкам, прислушиваются
-Бур асыв кияс – - поглаживают одной рукой другую руку сверху - вниз
Ми садьмим! - хлопают в ладоши
-Бур асыв кокъяс – руками поглаживают ноги от колена - вниз
Ми садьмим! - топают ногами
-Бур асыв шонд! – - поднимают руки вверх к солнцу
Ми садьмим, - показывают руками на себя
Шондiлы радлам! - поднимают руки вверх, машут солнцу
Пальчиковая игра «Асыв».
Шондi петiс, асыв воис
Ичот лэбач ид тусь сёйо
Коч – капуста, шыръяс – нянь,
Ичот челядь – йов да нань.
Дети сели.
ВЕДУЩИЙ – Ребята, сегодня к нам в детский сад почтальон принес письмо. Чтобы узнать от кого оно, вам нужно собрать картинку.
Игра – пазлы «Собери картинку».
ВЕДУЩИЙ – Кто это, ребята? (Кодi тайо, челядь)
ДЕТИ – Тайо, Катша. (Сорока).
ВЕДУЩИЙ (читает письмо) – Здравствуйте, дети! Приглашаю всех вас к себе на именины. (Видза оланныд челядь! Кора тiянос нимлун выло).
ВЕДУЩИЙ – Дети пойдем к Сороке на именины? Мунам, челядь?
ДЕТИ – Мунам!
Двигательное упражнение «Топ – клоп»
(Авторы Темноева А. Л. и Костяева С. В.)
-Туй кузя ми мунам – топ, топ, топ! – дети идут за ведущим «змейкой»
-Кияс лэптам выло - клоп, клоп, клоп! – продолжая двигаться, поднимают руки вверх, хлопают в ладоши
-Бергодчам ми мышкон - сiдз, сiдз, сiдз! – двигаются спиной, руки на поясе
-Бокон мунам водзо - тадз, тадз, тадз! - двигаются боковым шагом, руки на поясе.
За ведущей дети выходят в коридор и заходят через другую дверь.
Смена декораций.
ВЕДУЩИЙ – Вот и пришли. (Со и локтiм).
Детей встречает Сорока (Катша).
КАТША – Доброе утро, дети! (Бур асыв, челядь)
Дети – Доброе утро, Сорока! (Бур асыв, Катша)
КАТША – Локтой, пырой, ме тiянос дыр нин виччыся! Пуксьой, шойччыштой!
ВЕДУЩИЙ (шепчет детям) – Ребята, а про подарок для именинницы мы с вами совсем забыли. Что же подарить Сороке на именины? (Дети предлагают).
ВЕДУЩИЙ – А может подарим Сороке песни, танцы, игры, которые разучили в детском саду? (Козьналам Катшалы сьыланкывъяс, ворсомъяс, йоктомъяс)
- Сьылыштам? Сьылыштам! (Споем)
- Йоктыштам? Йоктыштам! (Станцуем)
- Ворсыштам? Ворсыштам (Поиграем)
КАТША – А я на вас посмотрю и с радостью послушаю. (А ме тiянос радпырысь кывза да видзода)
Песня «Петушок», Г. Попова (с сопровождением на деревянных палочках - пу бедъяс) - средняя группа.
Песня «Кодi кыдзи горзо?» (Кто как кричит).
Игра «Поль да поч» (Обработка Темноевой А. Л.)
(Проводит КАТША) :
И. п. – дети стоят по кругу, держась за руки. В центре круга «спит», присев на корточки водящий - Поч или Поль.
Дети (старшей группы) двигаются хороводом вправо, поют песню.
Польо, польо, чеччи, чеччи. – идут по кругу вправо.
Косъям ворсны тэкод. – останавливаются.
Выя няня вердам, - изображают, как намазывают маслом хлеб
Юмов ва сетам. – складывают ладошки «чашечкой».
Тэ пач вылын эн куйлы, - грозят пальцем.
Удж миянлы петкодлы!- - раскрывают руки в стороны и на пояс.
(Водящий просыпается и показывает действие, которое выполняют в быту. Например: как дрова колят, посуду моют, тесто месят, шьют, гвозди забивают, стирают и т. д. Играющие должны угадать, что показывает водящий и выполнить это действие. Водящий выбирает того, кто лучше выполняет его задание. Игра продолжается с новым водящим.
ВЕДУЩИЙ – Катша, а ты любишь слушать сказки?
КАТША – Да!
ВЕДУЩИЙ – Ну, тогда мы расскажем тебе сказку «Сера чипан».
Инсценировка сказки «Курочка ряба» (Сера чипан) – с музыкальным сопровождением (средняя группа.)
Игра «Кыдзи Яков дядьлон» («Как у дяди Якова») - старшая группа.
(Перевод и обработка Костяева С. В., Темноева А. Л.)
Кыдзи Яков дядьлон - дети двиг-ся хороводом вправо, поют.
Волi сизим челядь,
Волi сизим пи.
Татшом синъясон, - изображают руками большие глаза,
Татшом пельясон, - изображают большие уши,
Татшом юрон, - большая голова
Татшом тошкон. – длинная борода,
Найо эз сейны, эз юны, - наклоны вправо-влево, руки за спиной
Видзодлiсны эта - мод вылас, - смотрят друг на друга
Отлаын вочисны тадзи.
А кыдзи? -притопнуть пр. ногой, поднять руки вверх.
Водящий - Тадзи!
(Показывает любое движение, дети повторяют. Далее водящий выбирает, кто лучше делает движение)
Пляска «Шондiбаной оломой» (старшая группа)
Песня «Ошкамошка – радуга» - все вместе.
ВЕДУЩИЙ - Ну что, Катша, понравились тебе наши подарки?
КАТША – Ой, спасибо вам, ребята, за подарки - за песни, стихи, игры. Приглашаю вас к столу, на чай с пирогами. (Кора тiянос пызан сайо, чай юны юмов пувъя пирогон)
Чаепитие.