Анастасия Григорьева
Картотека дидактических игр и упражнений нравственного содержания
▼ Скачать + Заказать документы
1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.
Игровые действия: Дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т. д.
Правила игры: Думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.
Оборудование: Волшебная палочка.
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений нравственного содержания» размещена в разделах
2. «КРУГ ЖЕЛАНИЙ»
Цель: Содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Игровые действия: Дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т. п.
Оборудование: Любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т. п.)
3. «ДОБРО — ЗЛО»
Цель: Учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Игровые действия: Дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
Водящим можно выбирать детей.
4. «КОЛЕЧКО КРАСОТЫ»
Цель: Помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.
Ход игры:
У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
5. «ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ»
Цель: Формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Ход игры:
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.
6. «ПОДАРОК»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик, а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т. д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».
7. «КАК НАДО ЗАБОТИТЬСЯ»
Цель: Формирование представлений о добре, любви и заботе.
Ход игры: Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.
8. «ЛЮБИМОЕ КАЧЕСТВО»
Цель: Развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.
Ход игры:
Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости. В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества. Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.
9. «ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА»
Цель: Воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Ход игры:
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. ( Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку). У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.
Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.
Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.
10. «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.