Армине Манукян
«Капитошка в гостях у ребят». НОД по экспериментированию для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Капитошка в гостях у ребят в детском саду».
НОД по экспериментированию.
Средняя группа-4-5 лет.
Цель: формирование представления у дошкольников о свойствах воды.
Задачи приоритетной образовательной области:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
развивать умение делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, проводить опыт).
развивать познавательную активность,
закрепить понятие значимости воды, в жизни человека.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие»:
активизировать словарный запас детей (вода, Капитошка, пуговица, красный, синий, желтый, зеленый, черный);
способствовать обогащению словарного запаса (капелька, вкус, запах, цвет, прозрачная, безвкусная, бесцветная, пар);
вызывать интерес к проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов и раз;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
формировать умение работать в команде;
способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их, сопереживать;
способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
Образовательная область «Физическое развитие»:
воспитывать у детей интерес к выполнению двигательных действий;
снимать психоэмоциональное напряжение;
развивать общую моторику, координацию движений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
стимулировать нравственные качества: сострадание, желание прийти на помощь;
развивать творческую активность детей,
развивать слуховое восприятие через прослушивание музыки.
Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня мотивации воспитанников на образовательную деятельность.
Обоснование целесообразности применения ИКТ на занятии: использование видеозаписи на занятии помогает педагогу привлечь и удерживать внимание детей, создать игровую мотивацию к деятельности. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Планируемые результаты НОД: ребенок пересказывает сказку «Репка» вместе со взрослым, знает и называет героев сказки, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуацию; ребенок проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участие в совместной деятельности; познавательные – умение работать по заданному алгоритму; понимает пространственные отношения; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование для детей: игрушка из воздушных шариков Капитошка, 18 стаканчиков с чистой водой, 1 большой стакан с чистой водой, 6 бумажных чашек, 6 сердечек, 5 картинок-символов, 6 разноцветных полосок размером 2 на 6 см.
Оборудование для педагога: видеозапись опыта №5, аудиозапись песня «Капитошка», 2 больших и 1 маленький стакан с чистой водой, пуговица, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска.
Предварительная работа: беседа на тему «Вода», рассматривание иллюстраций, проведение опытов, чтение сказки и просмотр мультфильма «Капитошка».
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводный этап: 3 мин.
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта. Цель: установление зрительного, тактильного контактов. Участие в игре.
Воспитатель поет песенку и выполняет вместе с детьми соответствующие движения. Дети внимательно слушают и выполняют соответствующие движения.
Ребята поздороваемся веселой песенкой:
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп,
Дети хлопают в ладоши.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ, Дети топают ногами.
Здравствуйте, щечки, плюм-плюм-плюм, Дети хлопают по щекам.
Здравствуйте, зубки. Дети стучат зубками.
Здравствуйте, губки. Дети причмокивают губами.
Здравствуй, мой носик, бим-бим-бим. Дети стучат по носику.
Здравствуйте, дети! Здравствуйте! Дети здороваются.
– Ребята, что вы делали сегодня утром? Ответы детей: умывались, чистили зубы, завтракали, делали зарядку.
– Какие вы молодцы, я тоже сегодня утром умывалась, завтракала, а еще я решила полить цветы. Чем поливают цветы? Ответы детей: водой.
– Правильно, одна капелька из лейки упала на подоконник, а потом превратилась в Капитошку. Дети внимательно слушают воспитателя.
– Я сказала Капитошке, что тороплюсь к вам в детский сад, и он попросил взять его с собой. И вот он здесь. Только он очень стеснительный, давайте все вместе его позовем: Дети хором: Капитошка.
Воспитатель берет в руки капитошку. Дети внимательно рассматривают капитошку.
Капитошка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Ответы детей: Здравствуй, Капитошка!
– Ребята, капитошка хочет загадать вам загадку. Послушайте, внимательно Дети слушают загадку.
Без нее, без нее
Нам не выстирать белье,
И посуду не помыть,
Суп и кашу не сварить.
Она нужней нам, чем еда,
И называется (вода)
Ответы детей: вода.
– К воде ребята нужно относится очень бережно и не оставлять без надобности открытые краны. Дети внимательно слушают воспитателя.
Игра «вода хорошо-вода плохо»
Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо? Ответы детей: да.
Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой. Ответы детей: плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь)
Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов. Ответы детей: это плохо для людей, вода может подтопить их дома.
– Молодцы, ребята! Дети слушают воспитателя.
Капитошка: Я много видел и знаю много интересного о воде, и хочу показать вам фокусы, которые можно проделать с водой. Хотите посмотреть? Ответы детей: да.
Основной этап: 15 мин
Экспериментальная деятельность
Опыт №1 «Вода прозрачная»
Цель: познакомить со свойством воды. Цель:
Капитошка: Итак, ребята, сейчас я вам покажу самый простой фокус. Скажите, что я держу в руке? Ответы детей: пуговицу.
Капитошка: Верно, я опускаю пуговицу в воду, она исчезла? Ответы детей: нет.
Капитошка: Как нет, я ее не вижу, где она ребята? Ответы детей: в воде, в стакане.
Капитошка: Как в стакане, ой точно,ну хорошо, а то я испугался, что потерял ее в волшебной воде. В ней ведь все может случится. Почему в чистой воде вы увидели пуговицу? Ответы детей: потому что она прозрачная.
Воспитатель: совершенно верно, какой бы предмет вы не опускали в воду, он будет виден, ай, да Капитошка фокусник. Дети слушают воспитателя.
Воспитатель: Ой, ребята, я опустила палец в воду, а он исчез, посмотрите-ка Дети наблюдают за действиями воспитателя. Ответы детей: нет, палец видно.
Воспитатель: Точно видно, значит не исчез, а теперь вы попробуйте опустить один пальчик в стакан с водой. Дети опускают палец в стакан с водой.
Капитошка: Ребята исчезли ваши пальчики? Ответы детей: нет, их видно.
Воспитатель: А почему их видно? Ответы детей: Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: Мы с вами узнали, что чистая вода прозрачная.
Воспитатель прикрепляет картинку-символ №1 на магнитную доску.
Ответы детей: Чистая вода прозрачная.
Опыт №2 «Чистая вода бесцветная»
Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, какого цвета чистая вода. У вас на столах лежат полоски бумаг разных цветов. Мы будем по очереди сравнивать цвет воды в стакане с цветом полосок. Каждый из вас по очереди возьмет полоску бумаги, перевернет ее, назовет цвет и поднесет ее к стакану с водой.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать полоску бумаги.
Каждый ребенок выбирает полоску бумаги, переворачивает ее, называет цвет и подносит к стакану с водой.
– С какой из полосок совпадает цвет воды? Ответы детей: ни с одной.
-Правильно! Ни с одной! Чистая вода не имеет цвета. На вопрос, какого цвета чистая вода, мы с вами ответим так: вода бесцветна.
Воспитатель прикрепляет картинку символ №2 на магнитную доску.
Ответы детей: вода бесцветная.
Опыт №3 «У воды нет запаха».
Капитошка: Ребята, давайте понюхаем воду. Чем пахнет чистая вода? Дети нюхают воду.
Ответы детей: ничем.
Капитошка: Правильно, ничем. Можно сказать, что у воды нет запаха. Мы с вами только что узнали несколько важных свойств воды. Вспомним и скажем:
Чистая вода – прозрачна.
Чистая вода – прозрачна.
Чистая вода – бесцветна. Чистая вода – бесцветна.
Чистая вода не имеет запаха. Чистая вода не имеет запаха.
Физкультминутка
Воспитатель: Мы много нового узнали и немножечко устали. Пришло время отдохнуть, а Капитошка нас всех приглашает танцевать. Дети слушают воспитателя.
Танец с Капитошкой.
Опыт №4 «Вода безвкусная»
– Весело и задорно потанцевали мы с Капитошкой, ребята, а для чего нам еще нужна вода? Ответы детей: пить, поливать цветы, готовить пищу, стирать белье.
– Ребята, что-то мне так пить захотелось, а вы хотите попить водички? Ответы детей: да.
– Давайте попробуем воду.
Воспитатель разливает воду в стаканы детей.
Дети пробуют воду.
– Поставьте, пожалуйста, стаканчики. Вода сладкая? Ответы детей: нет.
– Соленая? Горькая? Кислая? Ответы детей: нет.
– Правильно, значит вода – безвкусная. Повторим все вместе.
Воспитатель прикрепляет картинку-символ на магнитную доску.
Ответы детей: вода безвкусная.
Опыт №5 «Пар – это тоже вода».
Капитошка: Ребята, проходите скорее на стульчики, я нашел что-то очень интересное. Дети присаживаются на стульчики.
Видео 1. Пар – это тоже вода. Дети просматривают видео.
Воспитатель: Ребята, запомните, что пар – это тоже вода. Повторите.
Воспитатель прикрепляет картинку-символ на магнитную доску.
Ответы детей: Пар – это тоже вода.
Дыхательная гимнастика «Подуй на чашку с паром»
– Ребята, Капитошка приглашает нас на волшебное чаепитие. Но чай очень горячий, что мы можем сделать, чтобы охладить его? Ответы детей: подуть.
– Правильно. Возьмите чашки.
Воспитатель каждому ребенку раздает по «картонной» чашке.
Дети берут чашки.
– Дуть нужно плавно, не торопится, не надувать щеки.
Воспитатель контролирует выполнение дыхательной гимнастики.
Дети дуют на чашки, следят за плавностью выдоха, не надувают щеки.
Заключительный этап (3 мин)
Цель: подведение итогов образовательной деятельности, снятие эмоционального и умственного напряжения, повышение эмоционального настроя воспитанников, рефлексия. Цель: получение положительной оценки своей деятельности.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Волшебное чаепитие закончилось. Положите чашечки и подойдите к Капитошке, он хочет вам что-то сказать. Дети кладут чашки и подходят к Капитошке.
Капитошка: Ребята, какая вода? Ответы детей: вода прозрачная, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха.
Капитошка: Что такое пар? Ответы детей: Пар – это тоже вода.
Воспитатель: Какой фокус Капитошки Вам больше всего понравился? Ответы детей: мне понравилось пробовать воду, а мне нюхать и т. т.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас возьмет сердечко и прикрепит его к картинке-символу, которая вам больше всего понравилась? Дети прикрепляют сердечко к картинке.
– Капитошке очень понравилось у вас в детском саду, но ему пора улетать обратно к своим друзьям-капелькам. Дети внимательно слушают воспитателя.
Капитошка: Спасибо Вам ребята, мне с вами было очень весело и интересно. А, чтобы Вы меня не забывали, вы со своим воспитателем сделаете маленькие портреты меня, Капитошки. До свидания, ребята! Ответы детей: До свидания, Капитошка!
Воспитатель: Вот и закончились наши удивительные приключения с Капитошкой, нам пора возвращаться в группу. Дети уходят за воспитателем.