Елена Шепелева
«Капитошка в гостях у детей» (образовательная деятельность экологического цикла)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Капитошка в гостях у детей» (образовательная деятельность экологического цикла)
Образовательная область : Познание.
Интеграция: Коммуникация, художественное творчество.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма проведения: занятие-путешествие.
Возраст детей : средняя группа 4-5 лет.
Цели и задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Развивать любознательность, стремление экспериментировать, исследовать; воспитывать наблюдательность.
2. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью. Обогащение словаря: путешествия, спутница, кипяченая вода.
3. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ. Без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
4. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
5. Прививать бережное отношение к воде;
6. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Материалы: кукла «Капитошка», капли воды (бумажные,
Игровизор: «Кто живет в воде», «Экология воды». Три емкости для опыта. Картинки: «Круговорот воды в природе», «Кому нужна вода?». «Как человек использует воду». «Вода в природе».
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературе о воде;
Проведение опытов: «Свойства воды» (вкус, прозрачность, запах, цвет)
«Вода теплая, и холодная». «Легкие предметы плавают, а тяжелые тонут». «Различные состояния воды».
Чтение произведений: З. Александрова «Капель». К. Чуковский «Мойдодыр». С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая».
Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Зачем нужна вода»,
Дидактическая игра «Кто где живет?». Подвижная игра «Капельки и тучка»
Ход занятия:
Организационный момент.
Доброе утро я вам говорю! Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного. Слушать внимательно, ума набираться. Сегодня, ребята, у нас гости. Поздороваемся с ними.
Дети – Здравствуйте!
Воспитатель - У нас еще одна гостья – это Капелька Капитошка.
А пришла она к своим сестричкам - капелькам, которые живут в нашей группе. Капитошка просит отгадать загадку:
- «Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже. Тем дождик ближе» (тучка)
- «Она и в озере, Она и в лужице, Она и в чайнике У нас кипит, она и в реченьке Бежит, шуршит. Что это? (вода)
Воспитатель – Да правильно, это вода, и сегодня наш разговор о воде.
Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек-капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
Путешествие-поиск капелек по группе. (Дети идут по группе, делают остановки)
В уголке природы возле растений
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку).
У террариума: черепахи живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку).
Воспитатель: Ребята, а какая вода нужна черепахам? - чистя или грязная? За черепахами нужно ухаживать, чистить террариум, менять воду, следить, чтобы черепахам в нем было уютно.
Около мойки: помощнику воспитателя надо много воды. Чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит кувшин с водой: вода нужна, чтобы мы могли ее попить. (Приклеивают большую капельку).
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (Приклеивают большую капельку).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала, сколько их (Все вместе пересчитывают капельки).
Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать ее по назначению.
Воспитатель: Мы с вами много экспериментировали и исследовали, чтобы получить новые знания. А экспериментировали мы с водой и выяснили. Что вода бесцветна, не имеет запаха и вкуса. Но сначала мы поиграем и сами превратимся в капельки воды. А для этого надо сказать волшебные слова: «Повернись, повернись, в капельку водички превратись».
Игра «Капельки и туча»
Собрались капельки в тучу. Полетели они на землю (прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, бегут змейкой). Встретились ручейки и стали большой речкой (бегут парами). Текла река, текла и попала в море (идут по кругу). Плавали, плавали в море (волнообразные движения руками, вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться (присели). Выглянуло солнышко, пригрело и капельки испарились и вернулись к маме-туче (поднимают руки вверх, встают).
Воспитатель: Ребята. Посмотрите, что перед вами в стаканчиках?
Дети: Это лед.
Воспитатель: А откуда он взялся?
Дети: Это вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель: Потрогайте лед. Какой он?
Дети: Холодный, гладкий, твердый.
Воспитатель: А еще он тает в тепле, превращаясь опять в воду.
Воспитатель: Ребята. Посмотрите на эти картинки! (На магнитной доске расположены картинки с изображением воды в различных состояниях). Давайте поиграем в игру «Где спряталась вода?» (Детям предлагается найти воду в различных состояниях - фотографии водоемов, различных природных явлений).
Гимнастика для глаз: - Смотрят на ладонь, широко открыв глаза.
У сестренки, у Маринки, - Переводят взор вправо-влево.
На ладони две снежинки. - Круговое вращение глазами по часовой
Всем хотела показать, стрелке, затем против часовой стрелки.
Глядь - снежинок не видать.
Кто же взял снежинки - Моргают глазами.
У моей Маринки? - Закрывают глаза. Отдыхают.
Экспериментальная деятельность : «Как воду сделать чистой».
Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки воду нужно очищать с помощью фильтров.
Посмотрите, перед вами две емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет! В одной емкости вода чистая, а в другой – грязная.
- Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить? – эту или ту? А почему?
- Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду надо пить чистую и кипяченую.
- Давайте попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмем воронку, вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получилось?
Вода стала чистой. А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной. Вот так же и к нам вода попадает в дома, пройдя многие степени очистки. И поэтому воду нужно беречь – не тратить ее зря, и если вы помыли руки. То не забывайте закрыть кран.
А сейчас отдохнем: Логоритмика «Дождик»
Дождик капнул на ладошку. Правой рукой касается левой ладошки.
На цветы. Круговое движение правой рукой.
И на дорожку. Обе руки перед собой.
Льется, льется – ой-ой-ой! Покачивание головы.
Побежали мы домой!
Воспитатель: садитесь на места. А сейчас посмотрите на картинку и обведите фломастером «Кто живет в воде».
(Дети выполняют задание на игровизорах.)
Переверните игровизоры и посмотрите, в пруду живет Лягушонок, он живет только в чистой воде. Обведите то, чего не должно быть в водоеме.
(Проверяем на интерактивной доске). Молодцы!
Итог: Давайте еще раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички - капельки.
Для чего нужна вода?
- Как нужно беречь воду?
А еще ребята расскажут стихотворение о воде, послушай и ты Капитошка.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без нее нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница вода! На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем. Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда
Ребята Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо
знаете ее сестричек – капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребенку вручается капелька).
Литература:
1. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста»
2. Аджи А. В. «Открытые занятия для детей младшей группы» с. 6-11
3. ЧевычеловаЕ. А. Зрительная гимнастика для глаз с. 29
4. Султанова М. «Простые опыты с водой"