Нурсина Карамурзина
Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»
Вся жизнь ребенка – игра, потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Публикация «Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Марблс – это разноцветные стеклянные камешки. Стеклянный шарик – далекий потомок глиняных шариков, которые служили игрушками для древних людей. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные).
Они разного цвета, притягательные и приятные на ощупь, объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
Применение камешков «Марблс» – это нетрадиционная технология, интересная для детей. Они положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.
Цель использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста – это развитие общей и мелкой моторики рук.
Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2. Развитие навыков ориентировки в микро пространстве (на плоскости).
3. Развитие тактильных ощущений.
4. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
5. Развитие творческих способностей.
6. Работа над запоминанием цвета, цветотерапия.
Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях.
Данный материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Вот некоторые из тех игр, которые можно предложить детям.
Так, например, в «Познавательном развитии» с целью формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, ребятам я обычно предлагаю игру «Мозаика» из «волшебных камушек» (так мы их называем в группе, где им нужно выложить узор по образцу с обязательным использованием шаблонов к заданию и словесным обозначением цвета, формы и величины камушка.
Также дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, геометрические фигуры. С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, предлагаем выкладывать из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры).
Можно предложить выложить камешки в определенной последовательности: например, разложить их по размеру от маленького к большому или наоборот, или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Далее ребенок сам должен придумать свой «узор» и продолжить ряд.
Вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
Также эти камешки можно использовать для развития художественно-творческих способностей детей. Можно выкладывать целые картины, можно раскрашивать сами камни акриловыми красками для разнообразных композиций.
В «Развитии речи» любимая игра детей - «Сочинялки», где выложить камешки в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так : желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.
В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.
В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» я использую различные игры, одной из которых является игра «Хорошо или плохо».
Детям предлагаются картинки с различными ситуациями, где они с помощью красного камешка отмечают, что это плохо, с помощью зеленого камешка, что это хорошо, при помощи синего камешка - надо подумать, здесь может быть несколько вариантов.
Их также можно использовать при формировании навыков безопасного поведения на дорогах, в природе, в быту – это и выкладывание маршрута на макете дороги, изображение светофора и т. д.
Камешки можно использовать для самомассажа рук, ступней ног, воздействуя на биоактивные точки, что вызывает ощущение лёгкости и бодрости.
Итак, камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я советую использовать в работе воспитателям. При их использовании у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение, их красивые оттенки пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Марблс помогают организовать образовательный процесс легко, продуктивно, с удовольствием и пользой для детей.