Вероника Варфоломеева
Календарь-портфолио дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
КАЛЕНДАРЬ-ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ
«Календарь-портфолио - это своего рода мотивация для родителей и педагогов в их желании знать что и почему интересует, привлекает, вызывает затруднения у ребенка/ воспитанника; иметь возможность отслеживать и поддерживать или корректировать актуальные склонности ребенка.
Календарь-портфолио ставит перед собой задачи:
- индивидуализация образовательного процесса (упор на процесс как последовательность мини-результатов,
Публикация «Календарь-портфолио дошкольника» размещена в разделах
- мотивация дошкольников к исследовательской деятельности
- самоконтроль (самодиагностика) воспитанников.
- воспитание дошкольника средствами неформального образования,
- формирование общеобразовательного пространства (которого недостает нашим дошкольникам и детям повсеместно,
- регулярный и системный мониторинговый процесс образования и перераспределение резервов педагогического времени - с учетом потребностей конкретных воспитанников.
Основной принцип «Календаря дошкольника» : «Помоги мне сделать самому!» (т. е. с одной стороны, необходимо, чтобы запрос помощи поступил от самого ребенка, а с другой, чтобы выполнение задания было самостоятельным, авторство решения принадлежало ребенку при возможной направляющей функции взрослого, т. е. используются методы и формы образования, мотивирующие активную познавательную деятельность самого ребенка.
Календарь-портфолио дошкольника делится на 2 части.
Первая часть
Заполняется по тому же принципу, что и обычное портфолио, которые мы ведем обычно в детском саду.
Первая такая страничка предлагаемого нами «Календаря-портфолио» - это обложка портфолио, которую ребенок может оформить самостоятельно (мальчики выберут иные элементы оформления, чем девочки, что поможет каждому считать это портфолио «своей» личной копилкой знаний).
Основная информация в разделе «Это Я», визитная карточка воспитанника – это запрос данных о фамилии и имени ребенка, его возрасте и дне рождения (дате, городе и стране, в которых он живет и его любимых занятиях. Важно, чтобы даже дети, пока не умеющие читать и писать, смогли дать устно (под запись) запрошенную информацию взрослым, доказав тем самым наличие социальной компетенции. И проявить себя в творчестве создания авторского дизайна этой странички.
Затем ребенку предлагается наклеить фотографии и нарисовать герб своей семьи
Цвет фона и структуру герба ребенок может выбрать и объяснить самостоятельно (элемент психолого-педагогического сопровождения и налюдения).
Дальнейшие задания соответственно.
- «Я расту» : данные о росте и весе ребенка; можно написать или нарисовать рядом с линейкой для отметки роста предметы такого же размера, какой сейчас у вашего воспитанника;
- «Мой детский сад», «Моя группа» : сюда можно вклеить уже готовую визитную карточку образовательной организации с адресом и тел. ; вставить на обороте расписание занятий и меню в картинках (для ребенка) и тексте (для взрослых). После этих разделителей можно вставлять работы, выполненные ребенком в этой организации, фото прогулок, праздников и т. д.
- «Мои друзья» : мир вашего малыша растет вместе с ним: семья – детский сад – двор Увеличивается круг интересов, а значит и круг общения. Появляются первые самостоятельно заведенные знакомства. Цените их также, как ваш подопечный, общайтесь с родителями его новых друзей, празднуйте их дни рождения и сохраняйте фотографии этих счастливых моментов!
- «Россия», «Моя малая Родина», «Праздники России» - в детском саду или дома
- «Я узнаю мир». Вы побывали в другой республике, стране…? Помогите ребенку
зафиксировать здесь самую важную информацию о своих путешествиях (открытки, фотографии, засушенные растения! Обращайтесь к ней время от времени, просите пересказать впечатления и делитесь новой информацией об этой и других странах.
- «Времена года» : ребенок учится наблюдать и фиксировать в рисунках, записях, коллекциях и т. д. различия между одними и теми же предметами, растениями и т. д. в разные времена года. Этот разделитель поможет организовать познавательную деятельность малыша и сохранить ее наиболее интересные результаты.
- «Я мастерю» : что сделал ваш малыш сам – сфотографируйте его с его произведением, вставьте работу (если это возможно) в портфолио; добавьте сюда чертежи, по которым творил ребенок.
- «Я помогаю дома» : расписание в картинках (позже в картинках со словами) домашних дел малыша по дням и времени суток. Нередко пользователи нашего календаря- портфолио вынимают этот листок и вешают в доступном для ребенка месте, совместно с ним распределяя задания (здесь вам помогут обычные канцелярские кнопки и пробковая доска) и обсуждая – как и что может быть сделано. За лучше всего выполненную работу ваш маленький помощник или помощница заслуживают не только похвалы, но и звездочки на этом листочке!
- «Я готовлю» объединит любимые рецепты ребенка и фотографии самостоятельно приготовленной им пищи: самого правильного бутерброда, мелко нащипанного салата…
- «Я играю и учусь» : с 5 лет начинается собственно отсчет времени подготовки к школе, а в 6 лет этот процесс должен приобрести конкретные очертания и цели. Эта страничка подводит родителей и педагогов к пути, который они дальше будут одолевать вместе с ребенком, но не вместо него! Поддерживая, но не заменяя.
- «Словотворчество» : раздел для внимательных родителей, записывающих сюда придуманные ребенком слова, интересные высказывания и т. д. Придет время, и вы улыбнетесь не раз, перелистывая с подросшим сыном или дочкой эти странички! Пригласите к участию в их заполнении и неравнодушных воспитателей.
- «Изба-читальня» : список прочитанных ребенку с раннего детства (а в 6 лет и самим ребенком) произведений: стишков, потешек, прибауток, песенок и др. ; отдельно рекомендуется отмечать любимые им и выученные наизусть дома или в детском саду.
- (для детей 6-7 лет) : «Я иду в школу» : изображение портфеля с возможностью для ребенка наклеить и надписать вс, что он возьмет с собой в 1 класс; правила поведения в школе (списком и в рисунках, найденных вместе с ребенком в интернете, журналах)
- «Мои достижения» : награды, полученные ребенком (родителям и педагогам рекомендуется не скупиться, но и не переусердствовать в этой связи) за весь дошкольный период, напомнят ему или ей самые яркие и чудесные моменты детства.
- «Паспорт школьника» - повод для гордости и знак перехода в новый социальныйстатус – ученика. Заполняется и вручается на торжественном собрании в детском саду или дома, в рамке под стеклом вешается на самом видном месте.
Вторая часть
Вторая часть календаря-портфолио : странички самодиагностики ребенка, семьи и образовательной организации. САМОДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА проводится путем выбора дошкольником картинок или написания 1-3х понятий, отвечающих на заданную тему. Форма дневника позволяет ребенку выразить свое мнение, а педагогу и родителям скорректировать свои предпочтения в отношении направления развития данного воспитанника.
Заботливые родители также могут заполнить страничку СЕМЕЙНАЯ САМОДИАГНОСТИКА, ответив на вопросы: что интересует их дитя и что волнует их самих. Педагогам предлагается страничка ПРОФИЛЬНАЯ САМОДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ для описания специфических направлений работы конкретного образовательного учреждения. Т. е., при соположении всех трех самодиагностик можно понять, правильно ли произведены:
- распределение детей по группам в рамках занятий
- индивидуальный подход в образовательном процессе именно данного ребенка
- преемственность образования и развития ребенка дома и в детском саду.
Так же во вторая часть календаря-портфолио позволяет отразить прогресс в образовании и развитии ребенка («Мое портфолио коммуникаций») в физиологической, деятельностной и интеллектуальной сферах (моторика, естественно-научные компетенции, творческие созидательные компетенции I уровня, математические компетенции, информационно-рефлексивные компетенции, этнолингвокультурные компетенции). Педагогам и родителям достаточно отметить достигнутые дошкольником в данном году (или полугодии) компетенции в соответствующей таблице одним из цветов. При этом цвет выбирается взрослыми вместе с ребенком и заносится в «палитру» под таблицей одновременно с указанием года (даты) заполнения. Т. е. и ребенок и взрослые видят прогресс развития из года в год и намечают совместно дальнейшие цели. Листы наблюдений маркируются по годам
«Мое портфолио коммуникаций» и странички описания компетенций составлены с учетом средних показателей развития дошкольника. К моменту поступления в школу все перечни должны быть закрашены (т. е. ребенок должен овладеть всеми компетенциями, характеризующими уровень развития 6-тилетнего дошкольника). Тем самым мы сравниваем ребенка с ним самим вчерашним и пытаемся прогнозировать завтешнего.
С трех до 5-6 лет мы ведем работу постепенно с календарем – портфолио и заполняем свою папку с комперенциями, а в 5-6 лет начинается большая работа с отрывным календарем. Отрывной «Календарь-портфолио дошкольника» сделан по принципу тетради-блока, позволяющей отделять проработанные листы и скреплять их в папке-портфолио (по порядку выполнения или тематическому принципу, на усмотрение взрослых). А педагог в свою очередь результаты выполненных работ вносит в таблицу: если ребенок выполнил самостоятельно то в таблице маркируем номер листа зеленым цветом, если с помощью, то желтым цветом, если не выполнил совсем, то красным и в конце года мы видим, что у ребенка развито, а что требует еще развить.
Тем самым:
- ребенок сам наблюдает свой образовательный прогресс (визуально и тактильно – папка- портфолио растет, чистый календарь - уменьшается);
- происходит объективизация времени и знаний, неразрывно друг от друга;
- взрослые могут отслеживать и фиксировать в выполненных ребенком самостоятельно различных по типу работах проблемы и достижения умственного развития воспитанника и корректировать его (направлять, предлагая рабочие листы и отобранные из других пособий материалы по сложным для конкретного ребенка дисциплинам);
- возможно повторное обращение как самого ребенка, так и взрослых к уже выполненной работе (например, при выполнении заданий того же типа, с целью систематизации компетенций).
Важно, что источником положительных эмоций для ребенка является как самостоятельно найденный правильный ответ, так и получение новой информации при отсутствии своего ответа. Расширение объема знаний малыша происходит при просмотре правильных ответов на обороте листов календаря.
«Календарь-портфолио дошкольника» рассчитан, прежде всего, на самостоятельную работу, включая самопроверку и самооценку детей в возрасте 5-6 лет, и может использоваться как для целенаправленной образовательной деятельности в дошкольном учреждении и дома, так и для занятий с ребенком в дороге.
Задания на страничках «Календаря» направлены на активацию различных умений дошкольника, важных для поступления в школу и переводу их в разряд компетенций.
На что еще обращается внимание авторами «Календаря» :
- сформированность у ребенка логического мышления
- внимание и способность концентрации внимания (продолжительность и результативность акта)
- объем краткосрочной памяти
- сформированность у него цветовосприятия
- объем активного и пассивного словарного запаса на родном и иностранном языках ребенка
- пространственные представления ребенка
- развитие мелкой моторики
- знания и умения в области письма и счета (равно как просто счета) и др.
Важно отметить также, что задания, требующие повышенной концентрации, регулярно сменяются в «Календаре-портфолио» более простыми заданиями, также от листа к листу сменяется тип деятельности (от первых листов к последним происходит возрастание уровня сложности однотипных заданий).
Ребенок может: как работать с листами календаря-портфолио последовательно (постепенное усложнение заданий, задания различных типов друг за другом, так и выбирать, на основе описанных ниже значков-символов листы, представляющие для него наибольший интерес.
По мере выполнения ребенком заданий календаря-портфолио, педагог или родители заносят информацию в таблицу, предложенную в портфолио.
«Календарь-портфолио дошкольника» рекомендован к регулярному использованию в качестве накопительно-измерительного инструмента для психолого-педагогического сопровождения детей как в детских (дошкольных) образовательных организациях, так и в рамках семейного и дополнительного образования детей с 1 года до 6-7 лет.
«Календарь-портфолио» имеет сертификат соответствия № РОСС RU.И 1052.04ЖЖХ0 092 от
02.10.2015 г. Отвечает требованиям ФГОС РФ.