Светлана Заплитная
«Калейдоскоп». Кружковая работа в 1-ой младшей группе по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
«КАЛЕЙДОСКОП»
Кружковая работа в 1младшей группе на период (с 1сентября 2012г. по 31мая 2013г.)
Цель кружковой работы:
Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Публикация «„Калейдоскоп“, Кружковая работа в 1-ой младшей группе по сенсорному развитию» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Задачи:
• Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
• Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
• Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
• Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат:
обогащение активного и пассивного словаря детей;
познавательный интерес к НОД кружка;
подготовка атрибутов для игр, НОД.
Подготовительный этап:
1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
2. Подготовка атрибутов для НОД, игр.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2012г. по май 2013г.)
Заключительный этап:
1. Диагностика детей по сенсорному развитию в 1 младшей группе на окончание учебного года 2012 -2013г.
2. Подведение итогов проекта (работы кружка).
3. Подготовка презентации по фотографиям.
4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
5. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.
Литература:
1. Конспекты занятий в 1мл. гр. Т. М. Бондаренко.
2. Занятия с детьми 2-3лет Г. И. Винникова.
3. Воспитание сенсорной культуре ребенка Н. Б. Венгер, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина.
Приложение.
Перспективное планирование кружковой работы на (2012-2013г.)
Сентябрь 2012г.
1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
4. Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».
Октябрь 2012г.
1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.
2. «Кто где спит» - форма.
3. «Игра с мячами» - величина.
4. Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.
Ноябрь 2012г.
1. Окраска воды – цвет.
2. Какой формы предметы в нашей группе.
3. Построим башню.
4. Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.
Декабрь 2012г.
1. «Украшение для ёлочки» - цвет.
2. «Новогодние елочки» - величина.
3. «Составные картинки» – форма.
4. Лото «цвет и форма».
Январь 2013г.
1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.
3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.
Февраль 2013г.
1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.
3. «Построим башню» - величина.
4. Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.
Март 2013г.
1. Игровые поручения – цвет и величина.
2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
4. Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.
Апрель 2013г.
1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.
2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.
4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».
Май 2013г.
1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.
Календарное планирование кружковой работы.
Сентябрь (2012г.)
Занятие 1. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
Цель: Знакомство детей с шестью цветами спектра и их называние. Обучение индикации цвета.
Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см, посередине белый квадрат (8/8см, на котором нарисована мышка (Мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10/10см, игрушка – кошка.
Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10/8см, белые квадраты на них (5/5см, цветные квадраты (6/6см); по три домика и шесть «дверей» на каждого ребенка.
Ход занятия:
(Дети сидят кругом за столом вместе с педагогом).
Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры: «Знакомьтесь ребята – к нам мышки в гости пришли, у каждой есть свой домик. Давайте, назовем какого цвета (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый). Мышки очень боятся кошки, и прячутся за дверцами, как только её увидят. У каждой своя дверь, вот видите у мышки в красном домике, красная дверь. У мышки в синим домике, синяя дверь. Давайте вместе подберет всем мышка их дверцы».
Дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.
Занятие 2. Дидактическая игра «Птичка в клетке».
Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. Обучение индификации формы.
Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника.
Ход занятия: (Дети садятся по кругу за столом с педагогом). Воспитатель показывает веселых геометрических человечков. – К нам гости пришли необычные геометрические фигуры, они вам улыбаются. Знакомьтесь, это круг, это овал, это квадрат, это треугольник, это прямоугольник. Возьмите их, обведите их пальчиком по контуру. У круга и овала нет углов, их сторона гладка, можно проводить пальчиком долго. А у треугольника, у квадрата, у прямоугольника есть углы, острые почувствуйте пальчиком.
(Педагог раскладывает лист для игры «Птички в клетке») – К нам птички прилетели и по клеткам сели, но они могут улететь, давайте закроем дверцы в их клетках. Только подбирайте правильную дверцу. Вот птичка в кругу ей нужна круглая дверца, а здесь птичка в квадрате – найдите её квадратную дверцу. (Педагог проводит игру со всеми детьми)
В заключение малышам предлагается подвижная игра «Птички и автомобиль».
Занятие 3. Дидактическое упражнение «Накорми мишек».
Цель: Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мости через речки.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям пойти в гости к трем медведям. Дети отправляются в путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну ручку мост пониже, через другую – выше. По низкому мосту дети легко переходят на другой берег, по высокому, страшно упасть в речку.
- Ну вот, мы пришли в гости к нашим медведям. Расскажем о своем путешествии, о том, как переходили через реку по мосту. – По какому мосту было легче идти, по какому труднее, почему – один мост низкий, другой – высокий. Ребята, а наши медведи тоже разные, один выше другой ниже, третий совсем низкий. Как можно еще сказать? – Один большого размера, второй среднего (или поменьше, а третий маленький.
Педагог объясняет правила дидактического упражнения: - Наши медведи собрались пообедать, но не могут решить, кому какую тарелку выбрать, чашку и ложку. Давайте поможем: для большого медведя выберите большую тарелку, для медведя по меньше (среднего) – тарелку по меньше, а для маленького медведя – маленькую тарелку. (по тому же принципу дети подбирают остальную посуду для медведей).
В заключение благодарные медведи играют с детьми в подвижную игру «Медведь и дети».
Занятие 4. «Найди такой же по цвету и по форме»
Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.
Ход занятия. С цветом. Воспитатель раскладывает все цветные кубики и предметы (игрушки) разных цветов. Затем проводиться игра: педагог показывает образец (кубик одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично. С формой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы предмет и игрушки – круглой, овальной, квадратной, треугольной и прямоугольной. Далее игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, ребенку, к которому катит обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой - образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.
В заключение: на пол кладут два обруча, в один нужно принести круглой формы игрушки и красного цвета, в другой положить предметы квадратной формы и зеленого цвета. Можно повторить игру, задав другие параметры формы и цвета.
(пример приведен только на сентябрь, но если кого-то заинтересовал кружок могу скинуть остольное лично, здесь ограничения в количестве символов текста)