Плотникова Юлия
Какие игрушки нужны детям с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Как играют аутичные дети:
Дети с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:
чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
предпочитают играть в одиночестве;
преобладают монотонные и цикличные движения;
не допускают к процессу посторонних.
Дети с РАС в детском саду требуют большего дополнительного внимания. Необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него всё происходящее и намечаемые действия. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. Передавая вечером ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко пересказать произошедшие за день события. Такие меры требуют большего терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать и упорядочить поведение ребенка с РАС.
Темочки:
Ребенок с РАС более замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, не демонстрирует интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, крайне неохотно идет на что-то новое, часто совершает движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону. Избегает обычных телесных прикосновений, контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание, или наоборот уходит в игру.
Чтобы установить контакт с детьми с РАС требуется сначала понаблюдать за ними. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего воспитатель его «отпустит» и больше к нему не приблизиться в течение 15 минут. Но постепенно время активного контакта должно увеличиваться, да и само занятие должно увеличиться. В первые занятия придется чередовать тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии. Когда ребенок станет допускать наше присутствие в близи, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает. Пока нужно избегать прямого взгляда в глаза. Если контакт по каким-то причинам нарушился, то нужно начинать все сначала. Теперь мы знаем, что ребенка интересует. Далее работу с детьми нужно планировать чередуя взаимодействие и отдых, причем первое время периоды отдыха могут преобладать.
Основное в сенсорных играх с детьми с РАС – разделенное переживание. С одной стороны оно является способом установления контакта, а с другой становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения раздельного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.
В играх с предметами задачей для педагога становится расширить игру. Педагог может из своих, незначимых для ребенка, игрушек складывать точно такие ряды и структуры в пространстве. Наша задача привлечь внимание ребенка к себе и заинтересовать. Через пару занятий к своему ряду нужно добавить какой-нибудь примитивный сюжет. Однако, невозможно завлечь ребенка игрой, если вы сами не получаете от нее удовольствия. Перед педагогами не стоит задача убрать стереотипную игру, а расширить сам стереотип, внося в него смысл и дополнения. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности тогда, когда она четко заранее запрограммирована (последовательность действий). Ребенок, знающий последовательность своих действий более спокойный. Поэтому в групповом помещении можно расположить пооперационные карты, на которых в виде символов изображена последовательность действий.
Аутичный ребенок плохо осознает свое тело, у него может быть плохо развита пространственная ориентация. Поэтому в помещении можно разместить несколько зеркал на уровне глаз ребенка.
Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка, как раз игра должна положительно влиять на всю симптоматику развития детей с РАС.
Для появления игры необходим определенный уровень развития предметных действий. Около 3 лет ребенок становится более самостоятельным, его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. На границе раннего и дошкольного возраста, возникают первые виды игр.
В отличие от обычных сверстников, дети с расстройствами аутистического спектра надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.
Особенности игры ребенка с РАС:
«Застревание»на стадии предметной игры.
Отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением.
Не заинтересованность игрушками и игровыми предметами.
Отсутствие интереса в игре к другим детям.
Затруднение в использовании предметов-заместителей или отсутствие данного умения.
Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического
спектра, должна проводиться комплексно, группой специалистов:
воспитателей, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФИЗО, музыкальным руководителем.
Задачи по развитию элементов сюжетно-ролевой игры у детей с расстройствами аутистического спектра:
Формируем удетейумения наблюдать за игровыми действиями взрослого, а потом воспроизводить с поддержкой взрослого и подражать его действиям.
Побуждаемдетейобыгрывать разные игрушки.
Воспитываем интерес к выполнению игровых действий по подражанию взрослым.
Воспитываем эмоциональное отношение к игре или игрушке.
Воспитываем интерес к подвижным играм.
Учим играть рядом и не мешать друг другу.
Установление контакта педагога с ребенком являются залогом результативности обучения игре, и возможно при соблюдение следующих рекомендаций:
-Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать что вы делаете и копировать ваши действия.
-Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять.
-Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в тоже время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок говорит односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.
- При каждой возможности многократно повторяйте одни и те же простые слова и фразы.
-Меняйте тембр голоса, высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие.
-Используйте различные интонации, чтобы удержать внимание ребенка.
-Отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.
-Похвала и поощрение помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка.
У ребенка с расстройствами аутистического спектра есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая повторяющиеся странные действия, где отсутствует видимый сюжет. Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей.
Положительные стороны стереотипной игры:
-Для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.
-Если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.
Наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. Мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.
Главные особенности стереотипных игр:
Цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих.
В этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок.
Повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций.
Неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени.
Длительность – ребенок может играть в такую игру годами.
Сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые).
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
-Переживание приятных эмоций положительно сказывается на настроении и поведении ребенка.
-Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
-Получение ребенком новой сенсорной информации. Это важно для расширения его представлений об окружающем мире.
-Внесение в игру новых социальных смыслов. Это введение сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Примеры сенсорных игр: «Переливание воды», «Купание кукол», «Игры с мыльными пузырями», «Холодно – горячо», «Постучим, погремим» и т. д.
Занятия на развитие сенсорной сферы:
Ванна с фасолью или рисом. Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;
Рисование по крему для бритья. Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;
Создайте «водяную стену» : расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;
Ансамбль барабанов. Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью;
Предлагайте ребенку различные виды еды — с разной текстурой, хрустом, и вкусом;
Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка;
Купите небольшой трамплин;
Подвесьте под потолок качели;
Шведская стенка. Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;
Кольца и перекладина. Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.
Посещайте игровые площадки: ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья, уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.
В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры. Они позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом к контролю над собственным поведением.
Примеры терапевтических игр: «Снежки в заданную цель», «Выбиваем пыль», «Детский футбол», «Бумажный листопад».
На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.
Все игры взаимосвязаны между собой и свободно перетекают одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи и для них характерна общая закономерность – повторяемость и путь от ребенка.
Ролевые игры
Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь ребёнку преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:
-Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
-Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
-Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
-Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
-Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей : делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
-Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;
-Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.
Критерии выбора игрушек
Все дети, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.
Игрушками могут быть :
-изделия с музыкальными элементами;
-тканевые и картонные книги;
-кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
-рельефные фигурки.
Игрушки должны выполнять связующую роль между ребенком и его сверстниками, взрослыми. С данной задачей помогут справиться настольные игры («бродилки», лото). При выборе необходимо учитывать степень заболевания, возраст, увлечения и реакцию на проигрыш или выигрыш.
Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.