Левченко Оксана
Как вернуть слух неслышащему ребёнку
▼ Скачать + Заказать документы
О МЕХАНИЗМЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Эмилия Ивановна Леонгард подчёркивает, что и восстановление речевого слуха, и обучение устной и письменной речи детей глухих следует закономерностям нормального становления речи детей слышащих. «Как ни парадоксально, о слухе вспоминают тогда, когда возникают проблемы глухоты. Но на самом деле у детей слабослышащих и детей физиологически «нормальных» большая часть проблем в отношении слуха совпадает (различается лишь острота этих проблем). Мы улавливаем лишь часть информации, содержащейся в сообщении собеседников, слышащие дети далеко не всегда воспринимают содержание тех несложных заданий, с которыми к ним обращается взрослый. Часто слышащие дети ведут себя как функционально глухие. И для того, чтобы дети, обладающие сохранной слуховой Системой, стали подлинно, функционально слышащими, при их воспитании и обучении также должны соблюдаться определённые условия — те самые, на которые мы опираемся при помощи глухим детям в их развитии. Слуховая система человека, настроенная на восприятие и порождение речи, выполняет свою функцию только тогда, когда её элементами являются: а) слушание; б) почти синхронное проговаривание, воспроизведение услышанного (сопряженная или отраженная речь); в) синхронное самопрослушивание; г) осмысление услышанного (возникновение представлений, образов слов, выслушанных и выговоренных). Становление механизма речевого слуха происходит в течение длительного времени — это не только период дошкольного детства, но и первые годы школьной жизни. И потому условия «нормальной работы» речевого слуха должны обеспечиваться во всей полноте на каждом занятии в саду или школе — о чём задумываться не очень-то принято».
Темочки:
СЛУХ — ЭТО НАСТРОЕННОСТЬ НА ПОНИМАНИЕ
Стремление к вслушиванию возникает из необычности. Способность к сознательному вслушиванию воспитывается не путем увещеваний, а с помощью специальных ситуаций общения с детьми. Одна из таких ситуаций — выполнение разного рода заданий, понимание которых дети проявляют с помощью различных видов деятельности и драматизации (олицетворения). Но требования к текстам этих заданий предъявляются особые: в них должен отсутствовать смысловой стереотип. Внимательными к произносимому взрослым тексту детей делают само содержание текстов — оно должно быть необычным. Один и тот же материал нужно будет произносить с разной интонацией: вопросительной, восклицательной, утвердительной — чему содействует и мимико-телесная выразительность.
ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ НАСТОЯЩЕЙ
Для игр с неслышащим ребёнком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки — куклы, машины, зверюшки, кубики и т. д. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить её к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию, и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу. Ребёнок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховой аппарат. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесёт какое-то слово сам. За первым появится второе, третье. Произношение может оказаться неточным, приближённым, но это неважно — главное, что кроха начнёт обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Дальше надо будет опираться на самопрослушивание и исправление самими детьми своей речи. Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребёнок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идёт, бежит, спит, плачет, ест. Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближённом произношении, пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит. В этой деятельности ребёнок одновременно учится говорить и понимать речь в устной форме.
СЛУХОВОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ВАРИАНТ ОСОБО ИНТЕРЕСНОЙ ЖИЗНИ
Необходима организация не просто словесного общения, а интересной деятельности, в процессе которой ребёнку важно максимально сосредоточивать своё внимание на вслушивании в речь взрослого. Находиться в таком состоянии длительное время очень трудно и взрослым людям, тем более — малышам. Следовательно, в таких занятиях не должно быть места формализму. Слуховое занятие — это отрезок времени, в течение которого дети действуют — практически, творчески, воспроизводя то, что воспринимают на слух. Иными словами, слуховое занятие — это частичка активной и интересной жизни. Сами занятия занимают не так много времени — 30-40 минут в день, больше и не требуется; но поскольку занятие не отгораживается от жизни — а как бы наоборот, концентрирует её — то и обычная жизнь, текущее общение родителей с ребёнком начинает налаживаться в созвучном ключе.