Ксения Степанова
Как развивается речь ребенка. Седьмой год жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Публикация «Как развивается речь ребенка, Седьмой год жизни» размещена в разделах
К 6-7 годам развитие речи ребенка достигает такого уровня, при котором он свободно общается на любые знакомые ему темы, как с другими детьми, так и с взрослыми. Рассказывая или рассуждая о чем-либо, ребенок старается правильно подбирать слова, четко и точно выражать свои мысли.
Развитие речи детей в 6 лет формируется под влиянием взрослых. Многое зависит от культуры окружающих людей, от того, насколько умело они пользуются разными формами и категориями слов. Очень важно своевременно указывать малышу на его ошибки, но делать это необходимо максимально тактично.
• Седьмой год жизни характеризуется тем, что речь в этот период становится максимально точной, логичной и правильной. Кроме использования в беседе простых и сложных предложений всевозможных типов и форм, дети уже вставляют в них причастные и деепричастные обороты.
• Правильное произношение всех звуков (что является в этом возрасте нормой, умение регулировать громкость, интонацию и темп делает речь богатой эмоциями и переживаниями.
• Детям, которые посещали детский сад, знаком звуковой анализ слов. Они умеют подбирать слова на заданные звуки (например, на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие, выделять определенные звуки в слове, определять последовательность звуков. Все эти навыки пригодятся при освоении грамоты и правописания в школе.
Таким образом, к моменту поступления детей в школу они должны:
• овладеть правильным произношением слов;
• иметь определенный словарный запас;
• уметь строить разные по форме предложения;
• вести монолог и поддерживать диалог;
• пересказывать небольшие рассказы;
• ясно выражать свои мысли.
Также стоит отметить, что в возрасте 6-7 лет у детей начинается формирование письменной речи.
Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста
Седьмой год жизни ребенка — это своеобразный переход от беззаботного детства к более ответственным школьным годам.
Для этого необходимо знать нормы и требования к речи детей-дошкольников:
1. Четкое и правильное произношение всех звуков.
2. Качество речи максимально близкое к таковому у взрослого.
3. Использование в разговоре различных интонаций.
4. Умение регулировать громкость и темп речи.
5. Умение различать предложения по цели высказывания (побудительные, повествовательные, вопросительные) и по интонации.
6. Способность вести монолог и диалог.
7. Использование и понимание в речи метафор, эпитетов, синонимов.
8. Четкое знание своего адреса и телефона, возраста (своего и родителей, а также профессий родителей.
9. Умение учить стихи и пересказывать рассказы.
Отклонения и нарушения речевого развития
1. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами.
2. Скандирование слов.
3. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
4. Трудности различения звуков.
5. Отсутствие связной, грамматически правильной речи.
6. Смешение звуков.
7. «Проглатывание» окончаний слов.
8. Сложности с заучиванием стихов и пересказами.
9. Неверное построение предложения.
Частая расстановка неправильного ударения.
Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка
Речевое развитие ребенка в 6 лет существенно зависит от его окружения. Зачастую взрослые подают детям плохой пример для подражания (неправильно произносят слова, уделяют ребенку мало внимания). Для того чтобы ускорить избавление от дефектов речи и предотвратить их, родителям следует:
1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
3. Ежедневно читать ребенку.
4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
10. Развивать мелкую моторику рук.
11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.