Елена Старкова
Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем менее активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребёнка, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Публикация «Влияние игры на развитие речи ребёнка раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополуч- ными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Все знают о возможности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. " Пальцы человека - это выдвинувшийся вперёд мозг " И. Кант
Мне кажется, что начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки. И плюс к этому, разви - ватьмелкую моторику.
Для реализации поставленной цели я выделила ряд основных задач : Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры. Повысить компитентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
- Это индивидуальные беседы. На которых я обьясняю, что надо учить ребёнка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков машинки, конструкторы, у девочек- куклы.
Ещё я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях,сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
Потешки - игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками)
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру,дождю, снегу, радуге)
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения :
- Самомассаж
- Шевеление пальчиков.
- Поочерёдное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем и без помощи другой руки.
- разведение пальцев и их сведение.
-Хлопки
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, оказывают большое влияние на развитие словаря детей.
Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает их мешочка разные предметы и игрушки, произнося : Что это? Собачка, как она лает?
Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражание.
После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться " детскими " лепетными словами. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например :
1) " Машина " (руками крутит руль)
2) " Барабанщик " (марширует, ударяет в барабан)
Так же сущеществует и дидактическая игра - как средство воспитания звуковой речи детей.
Дидактическая игра -это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети : она может быть индивидуальной или коллективной.
В речевом воспитании маленьких детей большую роль играют потешки, песенки. Они создают ту речевую среду, которая благопрятствуют своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками. Я добиваюсь, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учу их по громкости определять, например, кому принадлежит голос- взрослому животному или его детёнышу.
В детском коллективе ребёнок наиболее полно может раскрыть все свои качества, здесь формируется его индивидуальность, закладывается самостоятельность. В групповых играх он учится доброжелательности и сотрудничеству с другими детьми.