Надежда Фазульянова
Консультация «Как развить фонематический слух у дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развить фонематический слух у дошкольника»
«Развитый фонематический
слух и фонематическое
восприятие – залог успешного
овладения навыком чтения и письма»
Д. Б. Эльконин
Публикация «Консультация „Как развить фонематический слух у дошкольника“» размещена в разделах
Речь, как мы знаем, одна из важнейших психических функций, оказывающая влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Речь лежит в основе владения грамотой и всеми другими дисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой.
Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Речь окружающих регулирует поведение ребёнка, расширяет его кругозор. Наряду с другими факторами она развивает у ребёнка слуховое внимание, формирует фонематический слух, правильное звукопроизношение, даёт образцы грамматически оформленной фразы и т. д. Подражая речи окружающих, ребёнок учится точности выражения своих мыслей, чувств, умению владеть голосом, дыханием, всеми интонационными средствами языка, правильному речевому поведению.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребёнка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка.
Поэтому, чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.
В нашем ДОУ в этом учебном году впервые открылась логопедическая группа. И мы начали копить дидактические игры, создавать пособия, собирать материал по различным направлениям развития речи наших дошколят.
Игры на фонематическое развитие и их атрибуты мы объединили и собрали в красивый короб, назвали эту дидактическую копилку «Звучащая шкатулка». К данному моменту в «шкатулке» накопилось достаточное количество игр, и мы хотим поделиться наиболее интересными, на наш взгляд, играми и упражнениями. Они предназначены для занятий с детьми старшего дошкольного возраста, 5-7 лет.
1. «Глухой – звонкий»
Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные; закрепление знаний о парных звонких и глухих согласных.
Оборудование: колокольчики – металлический (звенит громко, звонко) и пластмассовый (звон у него глухой, тихий)
Педагог произносит звуки. Ребенку необходимо выбрать нужный колокольчик и позвонить в него: если слышит звонкий звук – звонит в металлический колокольчик, а если глухой – в пластмассовый.
2. «Звуки твёрдые и мягкие»
Цель – научить определять твердость или мягкость согласных звуков; формировать навыки элементарного звукового анализа, упражнять в различении твёрдых и мягких согласных.
Оборудование: две ванночки, в первой камешки – твёрдые звуки, во второй помпончики – мягкие звуки. Вариация – синие и зелёные фигурки.
Педагог произносит звуки и слоги, ребёнок должен определить их твёрдость или мягкость и выложить на стол перед собой предмет, соответствующий звуку. В конце можно проверить и сравнить цепочку.
3. «Удочка»
Цель – упражнять в нахождении заданного звука в слове.
Оборудование: деревянная удочка с магнитом вместо крючка и картинки, названия которых начинается на определённые звуки, с кусочком металла (в нашем случае скрепка) на обратной стороне. Например: Ж – жук, С – снежинка, З – заяц и т. п.
Перед ребёнком раскладываются картинки, названия которых начинается на изучаемый звук. В руки даётся удочка. Педагог медленно называет различные звуки, слоги или слова. Если ребёнок услышал заданный звук, у него появляется возможность «поймать» соответствующую картинку. Как вариант усложнения – можно выкладывать на стол картинки, относящиеся к разным звукам, из них ребёнок выбирает только определённые.
4. «Магазин»
Цель – упражнять в нахождении заданного звука в слове.
Оборудование: маленькая тележка с супермаркета, миниатюрные фигурки, игрушки от киндер – сюрприза.
Перед ребёнком в произвольном порядке раскладываются игрушки, вручается тележка (корзинка) для покупок. «Купить» ребёнок может только те игрушки, в названии которых имеется заданный звук. Как вариант, игра может носить соревновательный характер и по окончании можно посчитать, кто больше игрушек «купил».
5. «Четвёртый - лишний»
Цель – упражнять в нахождении звука в слове, в умении определять его местонахождение (в начале, середине или конце слова).
Оборудование: предметные картинки, объединённые каким – либо фонематическим признаком (наличие в слове заданного звука, заданный звук в начале слова, в середине или в конце и т. п.)
Педагог предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и убрать лишнюю. Ели ребёнок затрудняется, можно использовать как подсказку камешки и помпончики из игры «Твёрдый – мягкий», либо звуковую линейку, либо цветные фишки (синий, зелёный цвета). В этом случае, ребёнку уже наглядно видно какая картинка является лишней.
6. «Цветные стекляшки»
Цель – упражнять в дифференциации звуков.
Оборудование: карточки – поля, разлинованные на квадратики в которых изображены чёрно – белым картинки предметов на дифференциацию звуков, цветные прозрачные фишки.
Ребёнку предлагается называть предметы и закрывать их фишками разного цвета. Например – слова, в которых имеется звук «З» - закрывать фишкой зелёного цвета, а слова, в которых имеется звук «Ж» - жёлтой фишкой.
Мы считаем, что накопление дидактического материала в таком формате очень удобно в работе. Таким же образом можно собирать материал и по другим направлениям развития речи дошкольников.
Использованная литература:
1. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М. : Академия, 2002. 190 с.
2. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М. : 1983. 240 с.
3. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. — СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
4. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки. — СПб. : Детство пресс, 2008.