Надежда Гурьянова
Консультация «Как развить чувство ритма у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В. Г. Белинский. Музыка способна оказывать существенное влияние на психофизические процессы, протекающие в организме слушателя, создавая физиологическую основу для возникновения эмоций.
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Публикация «Консультация „Как развить чувство ритма у дошкольников“» размещена в разделах
Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…
Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даё т следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».
Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.
Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т. е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т. д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К. Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.
Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, Е. В. Кононовой. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.
Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.
Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.
«Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В. И Петрушин. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха. Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы : окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Поэтому они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать. Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из основополагающих элементов музыки.
Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию. Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм, не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает под педагогическое воздействие, поддается ему, «отзывается» на него. Исполнение музыки, благоприятствует музыкально-ритмическому воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает плодотворно и успешно.
Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:
Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.
Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.
Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией, звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра, динамики, артикуляции, формы, доступность и привлекательность речевой импровизации является основой для творческой деятельности детей. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.
Идея использования речевых игр в музыкальном воспитании принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками, щелчками, движениями, игрой на детских музыкальных инструментах: шумовых, металлофонах, дудочках, свистульках. Жестикуляция, мимика, пластика, голосовые импровизации в речевой игре превращают ее в театральную игру, способствуют импровизации и раскрытию творческого потенциала детей.
Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Вильгельм Келлер, автор книги «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования.