Светлана Таенкова
Консультация «Как помочь ребенку справиться с проблемой поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги часто использую т те или иные формы и методы, не фиксируя свое внимание на их полноценные ресурсы. Но если любую из методов использовать, не предавая значения их направлениям и эффективности (точечный подход, то можно не достигнуть высоких результатов. Жаль наверное - ведь время тратится не полноценно.
Хочу обратить внимание на то, что дети с проблемным поведением это не только те, у которых наблюдается дефицит внимания, но и такие у которых сильно развит эгоцентризм… поэтому необходимо влиять не только на реализацию потребности во внимании, но и на тот факт, что ребенок должен осознать, что он часть общества и ему необходимо в нем взаимодействовать, возможно таким детям нужно показать значимость окружающих и их настроения на его самочувствие…
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку справиться с проблемой поведения“» размещена в разделах
Сегодня хочу обратить особое внимание на некоторые из способов помощи ребенку справляться с проблемным поведением.
1. Дыхательная гимнастика.
2. Беседы с использованием сказкотерапии.
3. Драмматерапия.
4. Психогимнастика
5. Нервно-мышечная релаксация.
6. Обучение групповым играм.
7. Взаимодействие способом «давать-брать»
8. Арт терапия и эмоции
- Дыхательная гимнастика.
Сделайте вдох, задержите дыхание, выдохните все без остатка… сфокусируйте внимание ребенка на его тревожности, которая была до применения дыхательной гимнастики, а за тем, обратите внимание, что в области груди ему становится легче и спокойнее.
- Беседы с использованием сказкотерапии.
Мы всегда с вами в гуще событий и если руководство и воспитатели ценят нас, как сотрудников, то ни один нюанс в детском коллективе не проходит незамеченным. А это значит, что именно мы, используя свои ресурсы, сможем дать детям возможность проанализировать сложные ситуации. Для этого не обязательно искать подходящую сказку или рассказ. Мы как взрослые можем самостоятельно придумать сказку используя свой опыт, цели и задачи по профилактике и коррекции нежелательного поведения.
Такой формат доступен и актуален для детей с 2 лет. При этом необходимо фокусировать внимание детей на положительные и отрицательные персонажи. Расхваливая и поощряя положительного, приписывая ему множество качеств, и давая ему оценку – любимец общества.
А также дети смогут стать не только субъектами сказок, но и объектами - раскрасчиками. Этот метод прекрасно работает с возраста 4 лет. Дети с удовольствием придумывают персонажей (вы берете на себя ответственность и описываете в сказке суть, а кульминацию сказки придумывают сами дети. Наша задача помочь создать благоприятный конец сказки и при помощи детей создать возможные варианты (положительного-приемлемого) поведения, желательно несколько - на выбор, которые приведут к желаемым-положительным результатам.
- Драмматерапия.
В продолжении и закреплении необходимых результатов можно использовать драмматерапию. То есть то, что вы совместно сочинили, предлагаете разыграть в безопасном пространстве. Дети могу самостоятельно распределить роли. Бывают случаи, когда ребенок с отрицательным форматом поведения ни при каких обстоятельствах не желает участвовать - это не плохо, он возможно просто не знает, получится ли у него положительный образ. Настаивать ни в коем случае не нужно, путь ребенок посмотрит, как это делают другие и, напоследок, не акцентируя внимание можно предложите ему…
Дети смогут самостоятельно сделать выводы о своем поведении. Чем хорош этот метод? Он не тыкает пальцем в нарушителя и предоставляет ему возможность услышать мнение и оценку со стороны, а так же, что не мало важно, услышит от сверстников и узнает способы альтернативного поведения. Это и есть влияние. Ведь, когда вы учите на прямую и говорите, что так делать нельзя, ребенок воспринимает вас на 5% и для того, чтобы он изменил свою модель поведения, он должен поменять мышление и свои убеждения.
- Психогимнастика-прекрасно подходит для детей от 2-х лет.
Как Вы, так и родители смогут поиграть со своим ребенком изображая своего любимого домашнего питомца, а если его нет, то можно выбрать любого понравившегося зверя. Для того, чтобы заинтересовать ребенка можно начать с фото выбранного животного, поговорить о его манерах поведения и о том, чем это животное любит заниматься:
Например, это котик-он любит спать, бегать, играть, ласкаться и т. д.
А затем можно его изобразить во всех этих амплуа… для этого приема можно создавать рассказ «путешествие. (животное)»
Например: наш котенок крепко спал (расслабление, проснулся наш котик (медленное напряжение мышц, потянулся ( активация всех мышц: можно стоя и лежа на ковре, улыбнулся (приподнять настроение и себе и ребенку)и пошел охотиться на мышку (напряжение)-бегал он за мышкой (активная игра с положительными эмоциями, не в поймал ( игра эмоциями: грусть, досада, обида, злость, а потом пришел домой (медленное расслабление, и покушал корм он свой ( положительные эмоции: радость ощущение заботы, наигравшись он лег спать в свою любимую кровать ( положительные эмоции: спокойствие и расслабление)
- Нервно-мышечная релаксация.
Когда ребенок суммирует свои ощущения при агрессии и злости (негативных чувствах, он сможет расслабляя мышцы в любой ситуации (улица, автобус, урок-экзамен и т. д) поменять свое настроение на положительное! Это проверенный факт!
Я предлагаю такие упражнения как «Солдат и тряпичная кукла». Лично я провожу ее пере тем, как завершить встречу. Все дети становятся в круг и я произношу команду: «солдат» дети напрягают все свои мышцы тела от кулачков до шеи и ног. Я проверяю, чтобы руки не могла отрывать от корпуса-тела, чаще всего напряжение мышц сопровождается дрожью. Каждое из заданий, будь то солдат или тряпичная кукла, длятся не больше 1 минуты. Затем я произношу: тряпичная кукла: она без корпуса. Дети лежаться на палас и закрывают глаза… не больше 1 мин. Можно проверять ноги после прикосновения амортизируют, а руки и пальца на руках не шевелятся. Затем повторять 3-5 раз. В завершении я предлагаю свой собственный вариант: Тряпичная кукла, кукла просыпается. Она открывает глаза, смотрит и поворачивает шею в право потом в лево, затем поднимает сначала правую руку, затем левую, руки опускает, а потом по именно все дети друг за другом садятся, без помощи рук (руки на верху) я говорю имя-этот ребенок садится, а за тем, я говорю имя-ребенок встает на ноги тоже без помощи рук….
- Обучение групповым играм.
Обучать групповой игре тоже можно в индивидуальном формате.
Как и что можно сделать? Рассказать про игры, в которые интересно играть со сверстниками и взрослыми. В этом случае мы рассказываем ребенку правила, особенности в настроении и манеру поведения. Таким образом ребенок сможет быть не только участником групповых игр, но и сможет реализовать потребность в лидерстве, а так же станет полноценным участником группы (эффективно работает, для детей у которых ярко выражен лидерский инстинкт, а мы с вами прекрасно знаем, что эти дети зачастую соревнуются за право быть лидером и тогда когда они не умеют организовать и привлечь к себе необходимое внимание – они становятся агрессивными и непонятыми (обиженными, им ничего не остается, как защищаться.
- Взаимодействие способом «давать-брать»
Примеры из игровых ситуаций:
Вы пришли в песочницу и у Вас есть много всего, но у девочки или у мальчика, который уже там играет, есть такая игрушка, которой у вас нет… Что можно сделать, для того чтобы поиграть с желанной игрушкой?
Ответы детей: отобрать…
И на долго?
Наверное, кто-то из взрослых, точно вмешается, и игрушка снова попадет в руки хозяина…
Если дети не находят нужные варианты, можно у них спросить: а если вы предложите взамен, на время, что-то свое?
Или просто попросите?
Или предложите совместную игру, в которой сможете манипулировать-играть с это самой игрушкой…
- Арт терапия и эмоции
- доска эмоций.
Все эти техники и направления можно применять как в под групповом, так и в индивидуальном формате.